Василий Александрович Сухомлинский – выдающийся педагог советских времен, придававший коллективу большое воспитательное значение.
Но говорить о взглядах Сухомлинского на коллектив – значит говорить об отношении Сухомлинского к Макаренко.
Он преемник Макаренко в точном смысле слова, он воспитывался и формировался как педагог под сильнейшим влиянием идей Макаренко. Он писал не раз о том, как любит Макаренко. Все совпадает в облике двух педагогов: их любовь к детям и их строгость; их любовь к литературе, страсть к педагогике; их непреклонность во всем, что касается детей; их стойкость в отстаивании своих взглядов; их глубокое доверие к собственному опыту; их многолетняя преданность школе; их стремление к теоретическому осмыслению опыта…
Да и просто жизнью своей Сухомлинский продолжал Макаренко.
Одна из самых первых книг В.А. Сухомлинского называлась «Воспитание коллективизма у школьников». В ней Сухомлинский не сказал ничего такого, что он позже опроверг бы или как-то переменил. Вообще, педагогические взгляды Сухомлинского не претерпели значительной эволюции, ему не приходилось пересматривать свои убеждения, отказываться от высказанных прежде положений. Писать он начал уже сложившимся педагогом. И он слишком серьезно относился к своей работе, чтобы высказывать что-то, что не было бы продумано годами, если не десятилетиями.
Но и в первых книгах, и в последних Сухомлинский придает воспитанию коллективистских навыков самое большое значение. Он еще больше расширяет значение коллектива в воспитании детей, показывая, например, какую важную роль играют коллективные эмоции, совместные переживания детей, как взаимное – только в коллективе имеющее место – общение детей обогащает их духовную жизнь. Для Сухомлинского детский коллектив – сообщество детей, в котором есть идейная общность, эмоциональная общность, организационная общность. «Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, – считал Сухомлинский, – когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности».
Почти в каждой своей работе Сухомлинский вновь и вновь говорит о роли воспитателя в детском коллективе. Да, воспитание в коллективе – о другом Сухомлинский и не говорит, – но ход его целиком на ответственности воспитателя.
Воспитатели-теоретики порой не учитывают, что детский коллектив – сильнейшее средство воспитания, даже можно сказать могучее, такое, что им надо пользоваться с известной осторожностью. Дети – не взрослые, они легко возбудимы, легко поддаются внушению, и никакая крайность для них не крайность. В детском коллективе всему мера, все с осторожностью; воспитатель никогда не должен выступать из-под контроля детские страсти. И коллективное мнение, которое среди взрослых служит справедливости, может стать причиной неисправимых душевных травм у детей.
И от того, что воспитание в коллективе стало, по выражению Сухомлинского, азбукой, которую дети и воспитатели «изучают» куда легче, чем во времена Макаренко, в педагогике Сухомлинского появляется возможность – и в этом, может быть, и состоит заслуга Макаренко! – идти дальше, ставить новые задачи, переходить от «азбуки» ко все более сложным «текстам», ко все более тонким отношениям внутри коллектива, к усложнению, обогащению духовной жизни коллектива.
Новое о педагогике:
Основные требования к применению наказаний
Методом наказания надо пользоваться очень осторожно. С одной стороны, незаслуженное наказание или наложенное в оскорбительной форме озлобляет, обижает воспитанника, провоцирует его действовать назло воспитателю. С другой — отсутствие наказ ...
Методические рекомендации для эффективного использования аутентичных
видеоматериалов при обучении страноведению
Использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к са ...