Макаренко много раз предупреждал, говорил, настаивал, что воспитание в коллективе вовсе не означает нивелировку детей, подгон под один шаблон и т.д. Смысл воспитания в коллективе, по его мнению, в расцвете личности ребенка. Обществу нужны, прежде всего, самостоятельные, отвечающие за свое поведение, яркие личности. Вот эту сторону коллективизма исследует и разрабатывает Сухомлинский. Для В.А. Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же, как не может быть «абстрактного» коллектива без личностей.
Для Сухомлинского путь к богатству духовной жизни коллектива очень сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника – к общему богатству коллектива, от него, к влиянию на индивидуальное духовное богатство – и вновь к увеличению частного вклада в общий фонд. И так до бесконечности.
Там, где порой видят одно отношение: влияние коллектива на личность – там Сухомлинский устанавливает двусторонние отношения, говорит о влиянии личности на коллектив. А я могу заметить еще одну взаимосвязь: обычно говорят, какую огромную роль играет коллектив в воспитании детей, но не менее значимую роль играет коллектив в общественной жизни детей; коллектив, как оформление позиции ребенка, значимой для взрослого. Коллектив является промежуточной стадией существования детей. К коллективному мнению, пожеланиям, позиции всегда будут относиться внимательнее, чем к одному ребенку с его запросами.
Новое о педагогике:
Противоречия
Анализируя свою работу и учебную деятельность учащихся начальных классов, я пришла к выводу, что мы, учителя, стараемся минимизировать общение и сотрудничество детей друг с другом. Мы рассаживаем детей за парты, запрещаем на уроках разгова ...
Формы проявления нарушений поведения
В определении девиантного поведения мы будем придерживаться общепринятого понимания отклоняющегося поведения как деятельности человека, системы поступков, не соответствующих установившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам». ...