Воспитательные возможности детского клуба

Новое в образовании » Воспитательные возможности детского клуба

Данная работа посвящена проблемам талантливых, профессионально подготовленных детей, а точнее, их отношениям с миром взрослых.

Вполне понятно, что талантливые дети, имеющие значимые достижения уже в детском и юношеском возрасте, так или иначе, занимаются профессиональной деятельностью. И это действительно профессиональная деятельность. Это могут быть гастроли по стране и за рубежом, участие в международных соревнованиях, все это, по большому счету, есть защита чести и достоинства Родины. Возникает вопрос, в каких же институциях и какими нормативными актами обеспечивается эта деятельность.

Существует целая система социальных и учебных институтов, созданы замечательные методики, которые готовят талантливых детей к профессиональной деятельности, которые вводят детей в эту деятельность, но, окончательно в профессиональную она не превращается, так как есть ряд обстоятельств, сдерживающих и ограничивающих ее. Цели этой деятельности у детей и взрослых расходятся. Одаренных, талантливых детей в учреждениях дополнительного образования достаточно много, причем одаренных в разных областях – и поют, и танцуют, и играют на музыкальных инструментах. Такие дети, как правило бывают очень ответственны, не пропускают занятия и добиваются высоких результатов. Это конечно положительно, т.к. ребенок получает большой жизненный опыт, становится успешным. Такие дети, как правило, привлекаются для участия в концертных выступлениях на городских праздниках, торжествах, фестивалях, конкурсах, соревнованиях. «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей». Эти слова как нельзя, кстати, характеризуют ту ситуацию, когда профессиональные компетентности педагога оцениваются по результатам подготовки, проведения, и участия воспитанников в конкурсах различного уровня, от городских, региональных, до российских и международных, где они получают дипломы победителей. Безусловно, детям это очень нравится, это поднимает их авторитет в глазах сверстников, они получают свою долю аплодисментов, в профессиональном становлении детей происходит их личностное становление, самореализация. Регулярные занятия отнимают очень много времени у ребенка. Дети занимаются до семи раз в неделю. И нельзя не отметить тот факт, что это происходит в ущерб занятиям ребенка в школе, либо его личному свободному времени. Или просто, в силу своей детской неорганизованности, ребенок не успевает в школе. А у взрослых неуспешность в школе ассоциируется с полной неуспешностью ребенка.

И всё же, по большому счету, профессиональная деятельность детей и их педагогов не оценивается адекватно затратам, несет налет рабской сущности. Да и сами дети, – сила, которая уже пришла на смену творцам культуры, живут не по правилам профессионального сообщества с общей массой творцов, и это не позволяет им действовать более продуктивно. Юный профессионал не может открыть счёт в банке, оформить собственность, устроиться на работу или принять на работу другого. До четырнадцати лет ребенок неполноправен, а после четырнадцати – частично. Он не может выстроить свои отношения с наставником (педагогом или тренером) в соответствии с требованиями профессиональной деятельности. Таким образом, дети, а точнее их профессиональная деятельность вступает в противоречие с нормативными отношениями, в которых эта деятельность происходит. С другой стороны, выстроить такие законы и отношения в обществе, чтобы юные профессионалы могли вливаться в профессиональное сообщество натурально, нельзя. Дети не могут жить по тем же законам, что и взрослые, просто в силу их биологического возраста. Да и взаимодействие педагог-ребенок требует особого (педагогического) отношения. Так мы получаем проблему, – неснимаемое противоречие. Вокруг этого противоречия и разворачивается акт воспитательной работы с юными профессионалами. Этот «разрыв» является основным содержанием в этом аспекте воспитательной работы.

Исследованию этого противоречия и поиску путей его разрешения и посвящена данная работа.

Целью работы является поиск методики разрешения возникшего противоречия.

Объектом нашего исследования являются отношения юного профессионала, вступившего во взаимодействие со взрослым сообществом.

Предметом – методика выстраивания этих отношений, как акт методики воспитательной работы.

Гипотеза: наиболее оптимальной формой, в которой должны протекать отношения юного профессионала со взрослым сообществом, может стать общественная детская организация с юридическим статусом, которая возьмет на себя и функции взрослого, и функции ребенка. Организация, выступающая, с одной стороны, как совокупный взрослый, а с другой, как совокупный ребенок. Это будет место, где еще не достигший совершеннолетия ребенок, может перепоручить свои права детской организации и научиться тем отношениям, в которые ребенок вступит, став взрослым. С другой стороны, через эту организацию ребенок «вливается» в профессиональную среду.

Для проверки и обоснования данной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

сделать культурно-исторической анализ ситуации понимания воспитательной работы, понять ее методическую суть.

вытроить теоретическую схему методики воспитательной работы.

проанализировать деятельность Региональной детской, молодежной общественной организации «Альтернатива» с целью подтверждения гипотезы и перепроектировать некоторые направления ее деятельности.

При решении задач мной были проанализированы методики воспитательной работы, разработанные такими знаменитыми педагогами, как Макаренко, Сухомлинский, Газман, Крапивин. Этот анализ сложился в определенную схему, которая, на наш взгляд, помогает понять суть детской организации, ее содержание. Объектом практического изучения разработанной методики является Региональная детская, молодежная организация Красноярского края (РДМ ОО КК) «Альтернатива», созданная при экспериментальной школе «Поиск». Данную организацию мы условно будем называть клубом. Клуб для нас – это детский коллектив.

Для построения рекомендаций по перепроектированию и эффективности воспитательной практики были разработаны схемы, способы реализации. Таким образом, гипотеза подтверждается практикой клуба «Альтернатива».

Методы исследования:

культурно-исторический анализ;

метод теоретического обобщения;

практическая экспериментальная проверка;

конкретизация теоретической схемы (метод восхождения от абстрактного к конкретному).

В этапах моей работы можно было выделить следующее:

Выделение проблемы

Анализ литературы

Работа с теоретическим и практическим материалом

Практическая экспериментальная проверка.

Работа, в большей степени, носит теоретический характер, и в этом ее значение. Для практики она полезна методом, который позволяет определять продуктивность воспитательного значения для данного или иного воспитательного учреждения, и выстраивать воспитательную работу необходимым образом.

К результатам можно отнести: понимание сути методики воспитательной работы и построение ее теоретической схемы. Применение схемы к проблемам практической деятельности одаренных и талантливых детей. А также, анализ деятельности Региональной детской, молодежной общественной организации «Альтернатива». Проведен тренинг проектирования детьми деятельности детского клуба и намечено перепроектирование его деятельности по некоторым направлениям.

Апробация: предварительный замысел работы был опробован на Краевой научной конференции молодых ученых и студентов «Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии», Красноярск, КрасГУ, 2005. Материал сдан в печать.

Структура работы: работа содержит введение, три главы, заключение и список литературы. Первая глава содержит четыре части.

В первой главе делается культурно-исторический анализ методик воспитательной работы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, О.С. Газмана, В.П. Крапивина. Во второй – теоретическое обобщение. В третьей – исследуется опыт работы Региональной детской, молодежной общественной организации «Альтернатива» с целью подтверждения гипотезы и перепроектирования ее деятельности по некоторым направлениям.

Таким образом, на защиту выносится:

1). Построение обобщенной схемы сути методики воспитательной работы в той части, которая касается детских организаций.

2). Культурно-исторический анализ выдающихся педагогов, позволяющий сделать вывод о воспитательном значении детских организаций.

3). Анализ деятельности Региональной детской, молодежной общественной организации «Альтернатива» и перепроектирование ее деятельности по некоторым направлениям.

Новое о педагогике:

Этапы формирования контроля и самоконтроля у детей с ЗПР
Контроль (самоконтроль) - это свернутое, автоматизированное действие, направленное на управление психическими процессами и связанное с выполнением определенных задач (П.Я. Гальперин). Говоря о формировании контроля у детей, А.А. Люблинская ...

Организация исследования и характеристика испытуемых
Исследование проводилось на базе детского сада "Дошкольник" № 8 города Норильска. Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с сентября по ноябрь 2007 года. В констатирующем эксперименте принимали участие 20 детей в воз ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru