Из всего сказанного в первой главе можно сделать обобщенный вывод, что продуктивность воспитательной системы объясняется тем, что между взрослым миром и детским миром возникает некий, с одной стороны, замкнутый, с другой – преобразующий слой, в виде детско-взрослой организации, которая позволяет нормам взрослого мира, как целям воспитательной работы, проникать в детский мир. Или, иными словами, детский мир, дети усваивают взрослые нормы. Попытка напрямую внедрить нормы взрослого мира, как задачи воспитательной работы, не проходит. Так же, как и способ понимания взрослым миром детей – невозможен.
Сказанное можно изобразить схемой:
С другой стороны, признано, что всякая норма человеческих отношений формируется в определенном типе деятельности, где эта норма живет и становится. А деятельность протекает в форме определенной институции, месте, где эта деятельность происходит. Все это удерживается в схеме:
Эта схема, как методика воспитательной работы, впервые обсуждалась В.Г. Васильевым с нами на курсе «Методика воспитательной работы».
В теоретическом смысле методика воспитательной работы рассматривается не как совокупность методов, а как понятие, которое обсуждает отношения между нормами, деятельностью и институциями, в которых эта деятельность происходит, и является способом, в котором становится и живет данная норма.
В своей педагогической практике я сталкивалась с ситуацией, которая частично отражает мое понимание методики воспитательной работы. Страна праздновала шестидесятилетие со дня победы в Великой Отечественной Войне. По этому поводу появилась цель – воспитать патриотизм у детей, но не способом разговоров о войне, формированием знаний о ней, и о понятии патриотизм. Была организованна институция, в которой происходила определенная деятельность. Это был простой кружок, деятельностью которого являлись поездки в места боев, раскопки, поиск останков, имен погибших. И именно в такой деятельности формировалась Память о войне, как современное представление о патриотизме.
Таким образом, успешность воспитательного опыта и это наше представление о становлении воспитательных норм может быть собрано в обобщенную схему, суть которой заключается в том, что институт, в котором происходит деятельность и становится целевая норма и должен носить смысл детско-взрослого сообщества, которое стоит между миром взрослых и миром детей, или между взрослым и ребенком. То есть это такая организованность, куда дети приходят со своими проблемами и задачами, и эти проблемы и задачи преобразуются в ту норму, которую ставит воспитательная система.
Новое о педагогике:
Построение и организация урока
Рассматривая структуру урока, следует говорить не об отдельных, обособленных его частях, а лишь о структурных элементов, группируемых по характеру деятельности мастера и учащихся. Этими элементами являются: организационный момент, вводная, ...
Организация учебного процесса и методы обучения
Как было сказано выше, основная идея предполагаемого подхода заключается в предоставлении обучающемуся максимально широких возможностей обучаться. Такое обучение позволяет оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем ее мн ...