Методика воспитательной работы А.С. Макаренко

Новое в образовании » Воспитательные возможности детского клуба » Методика воспитательной работы А.С. Макаренко

Страница 1

Антон Семенович Макаренко – выдающийся советский педагог, живший и работавший в начале ХХ века, и разработавший свою, довольно уникальную, методику воспитательной работы. Понять и глубоко осмыслить опыт и идеи А.С. Макаренко можно лишь на основе глубокого проникновения в суть методологической концепции советской педагогики – марксистско-ленинского учения о воспитании как общественном явлении. Суть этой концепции в единстве жизни и воспитания детей. Как дети живут, так они и воспитываются. И.Ф. Козлов говорил «смысл опыта А.С. Макаренко, да и всего дела коммунистического воспитания, сводится к тому, чтобы превратить сложные и трудные обязанности детей, которые предъявляются им задачами коммунистического воспитания в интересах их будущего и будущего всего общества, в источник и условие детской радости, и стимул их жизнедеятельности. В этом сущность методики воспитательной работы».

Я вижу сущность методики воспитательной работы А.С. Макаренко немного в другом. Но об этом чуть позже. В начале хотелось бы вкратце описать деятельность Антона Семеновича, и точку зрения исследователей его педагогического опыта.

А.С. Макаренко был хорошим педагогом-практиком. Антон Семенович создал два образцовых педагогических учреждения – колонию имени А.М. Горького и коммуну имени Ф.Э. Дзержинского. Тысячи правонарушителей-беспризорных он не только поднял «со дна» и вернул к жизни, но и воспитал передовыми гражданами своего Отечества. Макаренко имел перед собой ясную программу новой человеческой личности; он включал воспитанников в разнообразные явления жизни, соответствовавшие поставленным целям воспитания, как в задачи и дела, выдвигаемые обстоятельствами их жизни, так организуя поведение и отношения воспитанников в процесс их решения, что попутно с выполнением этих задач достигались и воспитательные цели, закреплялись и совершенствовались ранее приобретенные качества и приобретались новые. Внешне это была обычная, в советских условиях, жизнь детей, а по существу она-то и была школой воспитания. Каждый шаг этой «коммунистически» воспитывающей жизни был организован педагогически целесообразно, а каждое ее движение учитывалось Макаренко, оценивалось и направлялось им в соответствии с поставленными целями.

Создание воспитательного коллектива позволило Макаренко сделать некоторые открытия – коллектив стал школой воспитывающей жизни. Решение жизненных задач того времени, стоящих перед коллективом, требовало от всех колонистов единства действия, организованности, дисциплины, и эти важнейшие воспитательные задачи стали заботой не только Макаренко, а уже делом всего коллектива. Коллектив стал уже сам интересоваться поведением своих членов, требовал от них такого отношения к делу, которое помогло бы решению общих задач, соответственно организовывал их, оказывал помощь и исправлял, если это вызывалось необходимостью. Общественное мнение единого организованного и целеустремленного коллектива стало регулятором всего жизненного поведения воспитанников, а его влияние в ряде случаев даже систематичней и эффективней, чем непосредственное влияние педагога. Основной путь воспитательной работы по Макаренко таков: «Создание правильного коллектива, создание правильного влияния коллектива на личность».

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Историко-эволюционная концепция развития человека
Сторонники историко-эволюционной концепции развития человека рассматривают онто­генез как процесс преобразования и воспроизводства человеком общественно-исторического опыта, культуры человечества и сво­их собственных свойств (физических да ...

Управление инновационным развитием образования
Основным принципом управления инновационным развитием образования Новосибирской области является управление по результатам, т.е. управление, направленное на достижение измеряемых результатов, соотносимых с показателями направлений социальн ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru