Методика воспитательной работы А.С. Макаренко

Новое в образовании » Воспитательные возможности детского клуба » Методика воспитательной работы А.С. Макаренко

Страница 2

Антон Семенович разработал теорию воспитательного коллектива. Воспитательным коллективом Макаренко назвал такую форму организации жизни детей, которая, будучи полнокровной и радостной детской жизнью, максимально удовлетворяющей детские жизненные потребности, в то же время является коммунистически воспитывающей школой, успешно разрешающей все воспитательные задачи, вытекающие из требований общественного развития. Такой коллектив, являясь общим и основным методом педагогически целесообразной организации жизни детей, вместе с тем является и основным методом организации воспитания подрастающих поколений. Воспитательный коллектив – это педагогически целесообразная организация детской жизни, в результате которой воспитывается определенный тип людей, т.е. достигаются определенные воспитательные цели. «…Наш путь единственный, – писал А.С. Макаренко, – упражнение в поведении, и наш коллектив – гимнастический зал для такой гимнастики».

Я рассматриваю значение коллектива немного в другом ракурсе, возможно в более пригодном, для современной педагогики. Говоря о педагогике Макаренко, многие относятся к ней с уважением, понимая, что Антон Семенович, действительно внес в развитие советской педагогики много нового, но, тем ни менее, как о канувшей в лету, вместе с советскими временами и советскими взглядами; такой же не актуальной и архаичной как коммунистическое отношение к жизни. Я рассматриваю детский коллектив как средство защиты детей, их интересов и взглядов; идею сообщества как способа защиты! А с другой стороны, сообщество есть идея предъявления позиции к миру, оно реально дает ребенку такую возможность.

В колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского вопрос жизнеобеспечения воспитанников был связан с трудовым производством. Это был предельно современный, сложный, свободный труд. Он являлся основой жизнедеятельности ребят. А если сказать еще более точно это была непосредственная жизнь детей, а не труд как трудовая повинность. Воспитанники трудом обеспечивали свою жизнь: питались тем, что посадят и вырастят, могли ловить рыбу. А современный общественно значимый труд, такой как изготовление фотоаппаратов «ФЭД», расценивался как труд на благо общества. И этот значимый труд делал детей значимыми в своих же глазах и в отношениях со взрослыми, необходима только коллективная форма предъявления детской позиции. Такой коллектив и рассматривает Макаренко, именно это делает его методику актуальной сейчас. Коллектив выступает как механизм оформления позиции (самого сознания), форма идеи взгляда на мир. А взгляд может быть различным (коммунистическим, как при Макаренко, или любым другим). В колонии и коммуне, как месте образования коллектива, боязнь личной ответственности была заменена коллективной успешностью. Коллектив может всё! – значит ты можешь всё! В этом месте коллектив выступает как способ защиты. Существовала коллективная ответственность за собственное жизнеобеспечение.

И сегодня, на мой взгляд, необходима коллективная форма предъявления хрупкой детской позиции, к примеру, такой как Региональная детская, молодежная организация Красноярского края (РДМ ОО КК) «Альтернатива», и современный, социально значимый труд, превращающий детей в значимых. Значимым в отношениях со взрослыми, значимых в своих глазах. Клуб – это тот же самый коллектив, но с другим содержанием. Позицией данного коллектива является успешность. И это, возможно, позволило бы юным профессионалам, проблемам которых посвящена данная работа, вступать во взрослое сообщество, как полноправные его члены.

Страницы: 1 2 

Новое о педагогике:

Этапы проектной деятельности школьников на уроках информатики
Чаще всего в курсе информатики при изучении информационных технологий выполняются исследовательские, творческие и информационные проекты, основной задачей которых является подбор и структурирование материала, подача его в логически выверен ...

Экспериментальное исследование возможностей использования техники батик в развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Учитывая, что проблема использования в развития детского изобразительного творчества техники батик, является актуальной, мы пришли к мысли, что необходимо вести целенаправленную педагогическую работу по обучению детей старшего дошкольного ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru