Методические приемы формирования читательской компетенции

Страница 1

Процесс обучения обязательно должен носить двухсторонний характер: учитель обучает, ученик учится. Решающая роль в педагогическом процессе обязательно принадлежит учителю. Его задача – в первую очередь привлечь внимание к себе, а затем - к своему предмету. Чтобы стать авторитетом среди школьников, преподавателю необходимо не только безупречно владеть своим предметом, постоянно совершенствоваться, быть в курсе книжных новинок, знать то, что читают дети, но также уметь четко, интересно, доходчиво преподносить материал. Однако многие преподаватели работают «по старинке», отказываясь вводить новые методы и приемы в свою преподавательскую деятельность.

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению традиционных методов обучения и приемов, необходимо разграничить два этих понятия и узнать, в каких отношениях друг с другом они находятся.

Методы обучения – это «способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности».

Приемы обучения - это детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода.

И.Я. Лернер выделяет и обосновывает следующие общедидактические, т.е. охватывающие всю систему школьного обучения, методы:

1) объяснительно-иллюстративный, или информационно – рецептивный;

2) репродуктивный;

3) метод проблемного изложения;

4) эвристический, или частично-поисковый;

5) исследовательский.

Перечислим и рассмотрим наиболее традиционные методы, характерные для преподавания уроков литературы:

Метод творческого чтения.

Цель и специфика этого метода заключается в активизации художественного восприятия, в формировании средствами искусства художественных переживаний, художественных склонностей и способностей школьников.

Чтение художественного текста качественно отличается от чтения научного или публицистического текста. Оно требует специального внимания к слову, фразе, ритму; вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность. Этот метод не сводится лишь к буквально понимаемому слову «чтение»; он находит выражение в разных методических приемах учителя. Назовем некоторые методические приемы:

выразительное (в идеале – художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельные сцены из пьес в исполнении актеров (в грамзаписи, по компьютеру, телевизору);

обучение выразительному чтению учащихся;

чтение учителем художественного текста с комментариями (комментированное чтение) и его краткое слово, имеющее целью облегчить правильное и возможно более глубокое, эмоциональное восприятие произведения;

беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения;

постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической), вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников;

творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Эвристический метод.

На этой ступени основным изучаемым материалом остается художественное произведение, но более углубленный анализ его неизбежно связывается с изучением элементов науки о литературе в зависимости от программы данного класса, возраста, развития учащихся.

На этой ступени углубляется первоначальное эмоциональное восприятие школьников, стимулируются их интеллектуальные усилия. Освоение произведения, его анализ обычно связаны с разрешением художественных, нравственных, общественных или философских проблем, поставленных писателем. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся обнаружить эти проблемы, найти пути их разрешения в художественном тексте, учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии компонентов, учить рассуждать, оформлять свои размышления в связной, последовательной, доказательной речи – устной или письменной.

Эвристический метод способствует усвоению школьниками методов анализа литературного произведения (в доступном им объеме), понятий по теории литературы, фактов и закономерностей историко-литературного процесса. Этот метод развивает критическую мысль школьников, учит самостоятельному приобретению знаний.

Для эвристического (частично-поискового) метода характерны следующие приемы:

построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста художественного произведения, по критической статье, по теоретическим или историко-литературным вопросам), которые бы последовательно вели мысль учащихся от наблюдения над явлением к его анализу, от выводов частного характера к выводам более обобщающим; система вопросов, составляющая эвристическую беседу, должна не только привести учащихся к самостоятельно добытым знаниям, но и раскрыть пути, методы приобретения этих знаний;

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Диагностика читательских интересов школьников 6 и 9 классов
Прежде чем приступить к формированию читательской компетенции, необходимо: продиагностировать круг читательских интересов учащихся 6 и 9 классов, тем самым определив круг интересов, эстетических предпочтений современного школьника; проанал ...

Школа как образовательный институт
Образовательное пространство является одной из основных составляющих социальной среды человека, оказывая значимое влияние на его становление как личности. Важным является организация образовательного процесса, содержание деятельности образ ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru