построение системы заданий по тексту художественного произведения или по критическим статьям (задания выполняются устно или письменно);
постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися, проведение диспута.
Исследовательский метод.
Цель исследовательского метода – раскрыть некоторые новые аспекты изучаемого предмета, не освещавшиеся ранее на занятиях, развитие умения самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса.
Исследовательский метод близок к эвристичесекому по наименованию и по функциям. Отличие их заключается в следующем: при эвристическом (частично-поисковом) методе учитель ставит частные задачи и в значительной мере направляет поиск учащихся; при исследовательском методе школьники, уже овладевшие приемами работы, самостоятельно решают более сложные задачи, требующие умения применять имеющиеся знания к конкретному новому материалу и высказывать свои обоснованные, доказательные суждения.
Приемы проявления исследовательского метода:
выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами школьников или индивидуально;
подготовка докладов и выступлений в качестве оппонента;
самостоятельный анализ произведения, не изученного по программе;
выполнение заданий творческого характера по эстетическим, литературоведческим, нравственным проблемам.
Репродуктивный метод.
Сущность его заключается в том, что учащиеся получают знания как бы в готовом виде – в слове или лекции учителя, в учебнике, в учебном пособии, научно-популярных книгах, критических статьях.
Развитию мысли учащихся при репродуктивном методе особенно способствует проблемное изложение материала, в процессе которого учитель выдвигает проблему, раскрывает различные точки зрения на ее сущность, предлагает пути к правильной ее постановке и разрешению.
Значение репродуктивного метода заключается не только в сообщении учащимся новой информации, но и в обобщении суммы знаний, полученных ими, в раскрытии перед ними перспектив развития искусства и науки.
Приемы репродуктивного метода:
рассказ учителя о жизни и творчестве писателя;
обзорная лекция с демонстрацией учебных пособий, использованием технических средств;
задания по учебнику, по учебным пособиям.
Рассмотренные методы и приемы являются основными в программах по литературе В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой и В.Г. Маранцмана.
Цель изучения литературы в школе, с точки зрения В.Я. Коровиной, – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. В связи с этим основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимых для понимания включенных в программу произведений. Выделим основные методы и приемы формирования читательской компетенции по В.Я. Коровиной в 6 и 9 классах.
6 класс
Объяснение учителя (репродуктивный метод).
Самостоятельное изучение биографии автора (эвристический /частично-поисковый метод).
Беседа, включающая ответы на вопросы (эвристический /частично-поисковый метод).
Выразительное чтение (метод творческого чтения).
Анализ текстов (эвристический/частично-поисковый метод).
Конкурс рисунков (репродуктивный метод).
Контрольная, проверочная работа; сочинение и тестирование (метод контроля).
9 класс
Лекция, объяснение учителя (репродуктивный метод).
Работа с учебником (репродуктивный метод).
Самостоятельное изучение биографии автора и подготовка сообщений о нем (эвристический/частично-поисковый метод).
Беседа, включающая ответы на вопросы (эвристический/частично-поисковый метод).
Анализ, комментирование текста, установление ассоциативных связей (эвристический/частично-поисковый метод).
Самостоятельный анализ произведений (исследовательский метод).
Чтение наизусть (метод творческого чтения).
Сжатый/полный пересказ произведения (эвристический метод).
Контрольная работа, проверочная работа; сочинение, тестирование (метод контроля).
Как мы видим, методы и приемы, на основе который формируется читательская компетенция, в программе В.Я Коровиной традиционны. Причем и в 6, и в 9 классах они одинаковые, только в 9 классе изучение становится более углубленным, детальным. Это обговаривается и в пояснительной записке программы: 5-6 классы активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственно техникой чтения; в 7,8 и 9 классах ученики более подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Новое о педагогике:
Воспитание выносливости
Выполнение продолжительной физической работы невозможно без достаточного развития выносливости. Выносливостью называется совокупность функциональных свойств организма, обеспечивающих длительное выполнение какой-либо двигательной деятельнос ...
Использование метода проектов на уроках музыки для прогнозирования профессиональных устремлений учащихся
Современная педагогика все чаще обращает внимание на развитие детской креативности. По сути, «creative»в переводе с английского языка - «творчество».В конце прошлого столетия иностранное слово попадает в лексикон бизнесменов, и, конкретно, ...