Методические приемы формирования читательской компетенции

Страница 3

С одной стороны, благодаря таким методам и приемам закладывается основа изучения и анализа литературных произведений, самостоятельной работы с биографией автора и художественными текстами. С другой стороны, у младших школьников произвольное внимание менее устойчиво, следовательно, они довольно быстро устают от постоянной однообразной работы. На наш взгляд, в учебный процесс необходимо включать не только методы организации учебно-познавательной деятельности и методы контроля, но, что крайне важно, - методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (классификация Ю.К. Бабанского).

Программа по литературе В.Г. Маранцмана построена несколько иначе.

Она включает не только отмеченные нами методы организации учебно-познавательной деятельности, но и методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Рассмотрим их более подробно.

6 класс

Лейтмотив курса — человек и его поступок, идеи, побуждения, во имя которых человек совершает поступок, наконец, человек в сложных взаимоотношениях с самим собой, природой, искусством, обществом.

Объяснение учителя (репродуктивный метод).

Составление киносценария, инсценировки к рассказам (исследовательский метод, метод творческого чтения).

Изложение эпизода русской истории с использованием стилистики и лексики древнерусской летописи (исследовательский метод).

Сочинение юмористического рассказа, баллады (метод контроля)

Сочинение-рассуждение (метод контроля).

9 класс

Переход ученика от нравственно-проблемного к историко-эстетическому подходу, к явлениям искусства.

Объяснение учителя (репродуктивный метод).

Составление радиомонтажа и его исполнение (метод творческого чтения).

Сравнение и оценка переводов (исследовательский метод).

Рецензия на фильм (исследовательский метод).

Анализ художественных текстов (эвристический/частично-поисковый метод).

Творческие сочинения, сочинения-эссе (метод контроля).

Безусловно, такое обучение более интересно школьнику, особенно в 6 классе. Литература – это не точный предмет, а предмет, развивающий в том числе и творческий потенциал ребенка. У шестиклассников наиболее развито образное мышление, поэтому на уроках важно использовать инсценировки, художественные и словесные зарисовки; также интересны стилизованные пересказы, написание творческих сочинений. Важно, чтобы на уроке, особенно у младших подростков, присутствовал элемент игры. Так, «выполняя те или иные частные задания учителя, совершенствуя свои умения, ученик далеко не всегда осознает продвижение в своем развитии или овладении методами изучаемой науки, хотя испытывает удовлетворение от полученных знаний, от приобретенных умений».

Е.С. Романичева отмечает, что информация, которую предоставляет на уроке преподаватель, – еще не знание. Информация становится знанием, если:

она не просто запоминается, а проходит через собственную мысль человека и посредством этого становится осмысленной;

на ее основе выполняются определенные теоретические или практические действия, совершаются те или иные поступки.

В.Г. Маранцман ориентируется именно на это. Теория на каждом уроке подкрепляется не просто практикой, а обязательно творческим заданием, выполнение которого невозможно без осмысления, «прохождения через собственную мысль» теоретических основ (сочинение сонета, элегии, публицистического очерка; стилизованный пересказ).

При таком подходе преподавания школьник вовлекается в процесс сотворчества. Ученик, включаясь в разнообразную деятельность, не только проникает в глубь текста, но также учится активизировать воображение, формировать читательские качества.

Итак, в данной главе мы определили и разграничили понятия компетенции и компетентности, являющиеся основными единицами компетентностного подхода, а также разработали свое определение читательской компетенции, которая стала предметом изучения исследования: читательская компетенция – знание законов, правил и норм литературы, позволяющее планировать и осуществлять самостоятельную креативную работу по освоению художественных текстов. Также сформулировали определение читательской компетентности: личностное качество, характеризующееся степенью обладания читательской компетенцией и способностью самостоятельно выносить суждения и принимать решения в результате работы с художественными текстами.

Вместе с тем выделили ключевые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные и выявили их взаимодействие с читательской компетенцией. Выяснилось, что каждая из перечисленных компетенций участвует в формировании читательской, а читательская компетенция формирует ключевые компетенции.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Условия, при которых создавался опыт и результативность
Данный опыт формировался в работе учителем начальных классов ГУО «Гимназия №36 г. Минска» на протяжении последних 3 лет. В работе с любым детским коллективом есть свои трудности и проблемы. В моём классе психолого-диагностические исследова ...

Художественно-эстетическая деятельность школьников по освоению современного социума
Вклад педагогики искусства в развитие личностного потенциала: истоки. Этапы развития, концептуальные основы. Обзор научных статей и психолого-педагогических трудов Л.Горюновой, Л.Выготского, А.Мелик-Пашаева, Д.Кабалевского, Б.Неменского, З ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru