С одной стороны, благодаря таким методам и приемам закладывается основа изучения и анализа литературных произведений, самостоятельной работы с биографией автора и художественными текстами. С другой стороны, у младших школьников произвольное внимание менее устойчиво, следовательно, они довольно быстро устают от постоянной однообразной работы. На наш взгляд, в учебный процесс необходимо включать не только методы организации учебно-познавательной деятельности и методы контроля, но, что крайне важно, - методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (классификация Ю.К. Бабанского).
Программа по литературе В.Г. Маранцмана построена несколько иначе.
Она включает не только отмеченные нами методы организации учебно-познавательной деятельности, но и методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Рассмотрим их более подробно.
6 класс
Лейтмотив курса — человек и его поступок, идеи, побуждения, во имя которых человек совершает поступок, наконец, человек в сложных взаимоотношениях с самим собой, природой, искусством, обществом.
Объяснение учителя (репродуктивный метод).
Составление киносценария, инсценировки к рассказам (исследовательский метод, метод творческого чтения).
Изложение эпизода русской истории с использованием стилистики и лексики древнерусской летописи (исследовательский метод).
Сочинение юмористического рассказа, баллады (метод контроля)
Сочинение-рассуждение (метод контроля).
9 класс
Переход ученика от нравственно-проблемного к историко-эстетическому подходу, к явлениям искусства.
Объяснение учителя (репродуктивный метод).
Составление радиомонтажа и его исполнение (метод творческого чтения).
Сравнение и оценка переводов (исследовательский метод).
Рецензия на фильм (исследовательский метод).
Анализ художественных текстов (эвристический/частично-поисковый метод).
Творческие сочинения, сочинения-эссе (метод контроля).
Безусловно, такое обучение более интересно школьнику, особенно в 6 классе. Литература – это не точный предмет, а предмет, развивающий в том числе и творческий потенциал ребенка. У шестиклассников наиболее развито образное мышление, поэтому на уроках важно использовать инсценировки, художественные и словесные зарисовки; также интересны стилизованные пересказы, написание творческих сочинений. Важно, чтобы на уроке, особенно у младших подростков, присутствовал элемент игры. Так, «выполняя те или иные частные задания учителя, совершенствуя свои умения, ученик далеко не всегда осознает продвижение в своем развитии или овладении методами изучаемой науки, хотя испытывает удовлетворение от полученных знаний, от приобретенных умений».
Е.С. Романичева отмечает, что информация, которую предоставляет на уроке преподаватель, – еще не знание. Информация становится знанием, если:
она не просто запоминается, а проходит через собственную мысль человека и посредством этого становится осмысленной;
на ее основе выполняются определенные теоретические или практические действия, совершаются те или иные поступки.
В.Г. Маранцман ориентируется именно на это. Теория на каждом уроке подкрепляется не просто практикой, а обязательно творческим заданием, выполнение которого невозможно без осмысления, «прохождения через собственную мысль» теоретических основ (сочинение сонета, элегии, публицистического очерка; стилизованный пересказ).
При таком подходе преподавания школьник вовлекается в процесс сотворчества. Ученик, включаясь в разнообразную деятельность, не только проникает в глубь текста, но также учится активизировать воображение, формировать читательские качества.
Итак, в данной главе мы определили и разграничили понятия компетенции и компетентности, являющиеся основными единицами компетентностного подхода, а также разработали свое определение читательской компетенции, которая стала предметом изучения исследования: читательская компетенция – знание законов, правил и норм литературы, позволяющее планировать и осуществлять самостоятельную креативную работу по освоению художественных текстов. Также сформулировали определение читательской компетентности: личностное качество, характеризующееся степенью обладания читательской компетенцией и способностью самостоятельно выносить суждения и принимать решения в результате работы с художественными текстами.
Вместе с тем выделили ключевые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные и выявили их взаимодействие с читательской компетенцией. Выяснилось, что каждая из перечисленных компетенций участвует в формировании читательской, а читательская компетенция формирует ключевые компетенции.
Новое о педагогике:
Основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори
Педагогика Монтессори идет "от ребенка", в центре ее находится ребенок, образование которого строится с позиций антропологии и психологии. Предельно серьезно в этой педагогической системе отношение к свободе и достоинству человек ...
Разработка и обоснование методики совершенствования и
коррекции профессионально важных психофизиологических свойств будущих
инженеров-механиков
Главной задачей в воспитании инженеров-механиков является обеспечение их профессиональной психофизической готовности. Нами были рассмотрены возможности профессиональной деятельности инженеров-механиков. Она осуществляется в трудных условия ...