Методические приемы формирования читательской компетенции

Страница 3

С одной стороны, благодаря таким методам и приемам закладывается основа изучения и анализа литературных произведений, самостоятельной работы с биографией автора и художественными текстами. С другой стороны, у младших школьников произвольное внимание менее устойчиво, следовательно, они довольно быстро устают от постоянной однообразной работы. На наш взгляд, в учебный процесс необходимо включать не только методы организации учебно-познавательной деятельности и методы контроля, но, что крайне важно, - методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (классификация Ю.К. Бабанского).

Программа по литературе В.Г. Маранцмана построена несколько иначе.

Она включает не только отмеченные нами методы организации учебно-познавательной деятельности, но и методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Рассмотрим их более подробно.

6 класс

Лейтмотив курса — человек и его поступок, идеи, побуждения, во имя которых человек совершает поступок, наконец, человек в сложных взаимоотношениях с самим собой, природой, искусством, обществом.

Объяснение учителя (репродуктивный метод).

Составление киносценария, инсценировки к рассказам (исследовательский метод, метод творческого чтения).

Изложение эпизода русской истории с использованием стилистики и лексики древнерусской летописи (исследовательский метод).

Сочинение юмористического рассказа, баллады (метод контроля)

Сочинение-рассуждение (метод контроля).

9 класс

Переход ученика от нравственно-проблемного к историко-эстетическому подходу, к явлениям искусства.

Объяснение учителя (репродуктивный метод).

Составление радиомонтажа и его исполнение (метод творческого чтения).

Сравнение и оценка переводов (исследовательский метод).

Рецензия на фильм (исследовательский метод).

Анализ художественных текстов (эвристический/частично-поисковый метод).

Творческие сочинения, сочинения-эссе (метод контроля).

Безусловно, такое обучение более интересно школьнику, особенно в 6 классе. Литература – это не точный предмет, а предмет, развивающий в том числе и творческий потенциал ребенка. У шестиклассников наиболее развито образное мышление, поэтому на уроках важно использовать инсценировки, художественные и словесные зарисовки; также интересны стилизованные пересказы, написание творческих сочинений. Важно, чтобы на уроке, особенно у младших подростков, присутствовал элемент игры. Так, «выполняя те или иные частные задания учителя, совершенствуя свои умения, ученик далеко не всегда осознает продвижение в своем развитии или овладении методами изучаемой науки, хотя испытывает удовлетворение от полученных знаний, от приобретенных умений».

Е.С. Романичева отмечает, что информация, которую предоставляет на уроке преподаватель, – еще не знание. Информация становится знанием, если:

она не просто запоминается, а проходит через собственную мысль человека и посредством этого становится осмысленной;

на ее основе выполняются определенные теоретические или практические действия, совершаются те или иные поступки.

В.Г. Маранцман ориентируется именно на это. Теория на каждом уроке подкрепляется не просто практикой, а обязательно творческим заданием, выполнение которого невозможно без осмысления, «прохождения через собственную мысль» теоретических основ (сочинение сонета, элегии, публицистического очерка; стилизованный пересказ).

При таком подходе преподавания школьник вовлекается в процесс сотворчества. Ученик, включаясь в разнообразную деятельность, не только проникает в глубь текста, но также учится активизировать воображение, формировать читательские качества.

Итак, в данной главе мы определили и разграничили понятия компетенции и компетентности, являющиеся основными единицами компетентностного подхода, а также разработали свое определение читательской компетенции, которая стала предметом изучения исследования: читательская компетенция – знание законов, правил и норм литературы, позволяющее планировать и осуществлять самостоятельную креативную работу по освоению художественных текстов. Также сформулировали определение читательской компетентности: личностное качество, характеризующееся степенью обладания читательской компетенцией и способностью самостоятельно выносить суждения и принимать решения в результате работы с художественными текстами.

Вместе с тем выделили ключевые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные и выявили их взаимодействие с читательской компетенцией. Выяснилось, что каждая из перечисленных компетенций участвует в формировании читательской, а читательская компетенция формирует ключевые компетенции.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Метод и методология
Одной из наиболее актуальных методологических задач сегодня является разработка основ оптимальной стратегии российской системы образования, обеспечивающей не только выживание, а устойчивое ее развитие и превращение в решающий фактор возрож ...

Психологическая деформация семьи как главный фактор девиантного поведения подростков
Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутс ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru