Проблема развития изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте

Новое в образовании » Использование техники батика в изобразительном творчестве детей старшего дошкольного возраста » Проблема развития изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте

Страница 1

В последние годы отчетливо обозначилась позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества, без снисходительного слова «детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы – понимания психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества наметился своеобразный пересмотр отношений между миром взрослых и миром детства. За последним признается право на равноценное сосуществование и взаимодействие с миром взрослых, построение отношений на новых принципах: равенства, диалога, соразвития (гармонизация в личности ребенка и взрослого позитивных начал взрослости и детства), принятия любого человека, любого возраста таким, каков он есть.

Истоки творческих сил человека восходят к дошкольному детству. Детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. развитие детской изобразительной деятельности связано с развитием общей мотивационно - потребностной сферы личности ребенка. общая потребность – жить одной жизнью со взрослыми людьми, участвовать в их деятельности и отношениях. однако предмет этой потребности меняется. ребенок стремится освоить деятельность взрослого, понять ее смысл, особенности взаимодействия и отношений между людьми. и поэтому он ориентирован на человека и его действия, взаимодействие и отношения людей в деятельностном общении. Ведущим становится отношение «ребенок-взлослый человек», т.е. субъект-субъективные отношения. Реализуются субъкт-субъективные отношения в деятельности. Это происходит с развитием ее мотивов, особенно социальных, общественно направленных, с обогащением тем и замыслов, социальных по содержанию, общественной оценкой и общественным использованием конечного результата. таким образом, ребенок как субъект деятельности включен в систему общественных отношений через содержание деятельности. возникают субъкт-субъективные отношения не только со взрослыми, но и детей между собой по поводу деятельности (выполнение коллективных работ). при этом идет развитие всех сфер личности ребенка. Творческий характер деятельности стимулирует развитее воображения, творчества.

Исследования показывают, что у ребенка с высоким уровнем воображения произведения обычно оригинальные, непохожие на продукты творчества других детей. Воображение - основное психическое новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период сензитивен для его развития. Следовательно, одна из главных задач взрослых - создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без него существовать. Именно в них идет наиболее интенсивное его развитие (игра, художественная деятельность). Поэтому внимание взрослых к воображению и творчеству дошкольника в процессе руководства его изобразительной деятельностью должно быть первоочередным.

Применительно к изобразительному творчеству этот мотив конкретизируется в стремлении ребенка создать образ, который поняли бы и приняли дети и взрослые, т.е. выразительный, интересный, оказывающий эмоциональное воздействие на других людей. Это одна из причин появления оригинальных образов. При наличии такого общественно направленного мотива важно, чтобы у ребенка была развита и операционно-техническая сторона деятельности, т.е. был сформирован соответствующий изобразительный опыт. Как правило, к 7 годам у детей есть определенный опыт. При наличии же обобщенных, а значит, гибких, вариативных умений ребенку легче реализовать любые, в том числе оригинальные замыслы. Это еще одна причина создания семилетками оригинальных образов. Безусловно, один из важнейших факторов успехов 7-летнего ребенка в поиске адекватных средств создания образа является разумное обучение с 4 до 6 лет.

В этот период «стабильного» (не кризисного) развития дети ориентированы в основном на усвоение норм, правил, образов деятельности, взаимоотношений взрослых (в первую в организованном обучении). В это период развивается операционно-техническая сторона деятельности как одно из условий создания оригинальных образов в 7-летнем возрасте.

Итак, своеобразие образов, создаваемых детьми, определяется:

- личностными особенностями ребенка (уровень развития воображения, доминирование того или иного вида воображения – «познавательного» или «эмоционального»);

- возрастными особенностями (в младшей и подготовительной группах детского сада уровень оригинальности детской продукции выше, а в средней и старшей - несколько снижается);

- особенностями обучения.

Как уже было сказано ранее дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставит детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Методика организации интегрированных уроков литературы и истории в 11 классе средней школы
Взаимосвязанное изучение ряда предметов, межпредметные связи, привлекая пристальное внимание учителей, методистов, ученых, все же никак не могут прочно и навсегда обосноваться в школе. Учителю порой не хватает умения выделить в многообрази ...

Методы и приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед воспитателем стоит сложная задача – каждую русскую ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru