Психолого-лингвистические особенности аудирования

Страница 1

Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. С точки зрения психофизиологии аудирование трактуется как перцептивная умственная мнемическая деятельность. Перцептивная потому, что осуществляется восприятие (рецепция). Умственная – потому, что связанна с основными умственными операциями: анализом и синтезом, индукцией и дедукцией, сравнением, абстрагированием и конкретизацией. Мнемическая – потому, что происходит выделение и усвоение информативных речевых признаков и речевых единиц, реформация образа и узнавание как результат сопоставления с эталоном, который сохраняется в памяти.

Аудирование и говорение – это две стороны устной речи. Без аудирования не может быть нормативного говорения. Вместе с тем аудирование как вид речевой деятельности является и относительно автономным (например, слушанье лекций, докладов, радиопередач и т.д.).

Определяющими чертами аудирования как вида речевой деятельности в методике обучения иностранных языком считаются такие:

По характеру речевого общения аудирование, как и говорение относится к видам речевой деятельности, которые реализуют устное беспосредственное общение(хотя информация может передаваться и техническими средствами), и поэтому противопоставляется чтению и письменной речи, которые реализуют общение, опосредованное письмом.

По своей роли в процессе общения аудирование является реактивным видом речевой деятельности, так же как и чтение (в отличии от инициальных видов речевой деятельности – говорения и письма).

По направленности на приём и выдачу информации аудирование, как и чтение, является рецептивным видом РД (в отличии от говорения и письма).

Форма протекания процесса аудирования – внутренняя, невыраженная, в отличие от говорения и письма, которые актуализируются во внешней форме. Основой внутреннего механизма аудирования являются такие психические процессы как восприятие на слух, внимание и сопоставление речевых средств, их идентификация, осмысление, антиципация, группирование, обобщение, удержание в памяти, умозаключение, то есть отображение чужой мысли и адекватная на неё реакция. Так вот, предметом аудирования является чужая мысль, зашифрованная в аудиотексте и которую нужно распознать.

Продуктом аудирования является умозаключение. Результатом – понимание воспринятого смыслового содержания и собственное речевое или неречевое поведение. (Можно вербально отреагировать на услышанное, а можно принять к сведению полученную информацию и удержание её в памяти до того времени, когда она понадобиться).

Аудирование является комплексной умственной и речевой деятельностью. Оно базируется на природной способности, которая совершенствуется в процессе индивидуального развития человека и даёт ему возможность понимать информацию в акустическом коде, накапливать её в памяти или на письме, отбирать и оценивать её согласно с интересами или поставленными задачами. Важными факторами формирования такой способности являются:

перцептивные и речемоторные предпосылки,

общие интеллектуальные предпосылки,

фактические знания,

знания и умения в родном языке,

знания и умения в иностранном языке,

мотивация.

Эти факторы составляют основу для развития специфических знаний и умений; на ней базируется обучение аудированию согласно с требованиями Европейского образовательного стандарта иностранных языков.

Психофизиологический механизм аудирования.

Психофизиологический механизм аудирования – механизм восприятия речи (рецепция) и механизм антиципации или имоверного смыслового значения – определяют структуру аудирования. Доказано, что структура аудирования, как и говорения, состоит из трех частей: мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. Роль и соотношение этих частей специфичны. Так, мотивационно-целевой аспект аудирования не только определяется потребностями слушателя, но и опосредуется деятельностью говорения другого участника общения. Целью аудирования является осмысление услышанного речевого сообщения. Аналитико-синтетический аспект структуры аудирования более развёрнутый и полный. Чем при говорении, и включает несколько этапов обработки услышанного речевого сигнала. Эта часть деятельности обеспечивается такими операциями внутреннего оформления как выбор, сопоставление и установление внутренних понятийных соответствий. Она объединяется с исполнительной частью, обусловливает и обеспечивает принятие решения на основе анализа и синтеза.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Результаты работы с детьми
Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми музыкальный руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место музыкального руководит ...

Истоки графологии
Основы современной графологии были заложены в эпоху Античности. Древние римляне (как и древние китайцы) считали почерк одной из основных «единиц измерения» человеческой личности . Вероятно, одним из первых подтверждений разнообразия челове ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru