Психолого-лингвистические особенности аудирования

Страница 2

Речевой сигнал как объект смыслового восприятия характеризуется совместностью смыслового и акустического планов. Этим, очевидно, и объясняется сложность его обработки. Процессы накопления и переработки смысловой и акустической информации постоянно взаимодействуют, в некоторых случаях они происходят параллельно, в некоторых - последовательно. Обработка самого речевого сигнала осуществляется одновременно во всех параметрах, изменение гипотез (смысловых) и их подтверждения или отклонения происходит последовательно. Речевой материал группируется по смыслу – расчленяется, анализируется, объединяется, и в результате выделяются смысловые опорные пункты для понимания полученной информации. Этот процесс реализуется в объединении с механизмом накоплении и увеличение блоков информации. Высшей формой смысловой группировки является процесс перекодировки информации при взаимодействии мышления и памяти.

Процесс осмысления полученной речевой информации может иметь как позитивный, так и негативный результат. Позитивный результат – это понимание речевого сообщения, которое реализуется в ответе адекватные действия или изменения психического состояния. Понимание принятой информации происходит в том случае, когда раскрытые и установленные связи предметов и явлений действительности, которые раскрываются в данном аудиотексте, то есть когда процесс осмысления заканчивается результатом, адекватным ситуации общения. Непонимание как негативный результат смыслового восприятия может выражаться в установлении неадекватных или неполных связей и отношений, которые выражены или не выражены в аудиотексте (неполное или недостаточно глубокое понимание).

Глубина понимания соотносится с уровнями понимания. Уровни понимания – это понимания плана значения и плана смысла, или уровни речевого и сверхречевого понимания. Первый характеризуют как понимание буквального и поверхностного значения аудиотекста на основе частей речевых фактов и значений отдельных речевых единиц. Другой уровень предусматривает понимание глубинного ситуативного значения аудиотекста. Достижение этого уровня происходит в случае совпадения интерпретации речевого значения реципиентом с исходящей интерпретацией этого значения автором аудиотекста.

Для целенаправленного развития психофизиологических механизмов аудирования необходимо знать характер их функционирования. Понятно, что в реальной коммуникации механизмы функционируют почти синхронно. Проиллюстрируем, какой из участков процесса аудирования обеспечивает каждый отдельный механизм.

Процесс аудирования начинается с восприятия речи, во время которого слушатель благодаря механизму внутреннего проговаривания превращает звуковые (а если он наблюдает за собеседником, то и зрительные) образы в артикуляционные.

Неопытному аудитору иностранная речь кажется цельным потоком. Для осмысления всего сообщения необходимо выделить в нём отдельные фразы, синтагмы, словосочетания, слова, и понять смысл каждого из них. Этим расчленением и занимается механизм сегментирования речевой цепочки.

Один из самых важных механизмов аудирования – механизм оперативной памяти – удерживает в сознании слушателя услышанные слова и словосочетания на протяжении времени, необходимого ему для осмысления фразы или завершенного фрагмента. Чем лучше развито оперативная память, тем больший объем единиц восприятия. Если же информация воспринимается большими блоками, то на ее переработку тратится меньше времени, и процесс аудирования становится успешным.

Значительную роль в процессе аудирования играет механизм антиципации или имоверного прогнозирования, который дает возможность по началу слова, словосочетания, предложения, целого высказывания предугадать его окончание.

Однако, антиципация и идентификация могут осуществляться только на базе механизма долговременной памяти, благодаря которой сопоставление речевых сигналов, которые поступают, с теми стереотипами, которые сохраняются в нашем сознании. В зависимости от того, существуют ли в нашей памяти те или иные образцы речи, речевая информация воспринимается как знакомая или незнакомая.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Этапы формирования контроля и самоконтроля у детей с ЗПР
Контроль (самоконтроль) - это свернутое, автоматизированное действие, направленное на управление психическими процессами и связанное с выполнением определенных задач (П.Я. Гальперин). Говоря о формировании контроля у детей, А.А. Люблинская ...

Этапы разработки педагогических тестов
Принцип системности предполагает последовательную организацию всей работы по созданию тестов. При этом может оказаться полезной уточнённая концепция автора поэтапного становления тестового педагогического процесса. В прежних вариантах было ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru