Обучение аудированию на уроках иностранного языка в средней школе

Новое в образовании » Обучение аудированию на уроках иностранного языка в средней школе

Тема моей работы «Обучение аудированию на уроках иностранного языка в средней школе». Изучение этого вопроса остается актуальным, потому что на современном этапе развития методической науки аудирование рассматривается как фундаментальное умение при обучении иностранному языку, овладение которым является важным условием овладения иностранным языком в целом. Наблюдения методистов за учебным процессом показали, что у учеников, которых специально не учат восприятию на слух, аудитивные умения не развиваются.

Очевидно, что умения не усваиваются интуитивно, они формируются в процессе интенсивной практики в слушании.

Аудирование - это способность идентифицировать и понимать устные высказывания. В отличии от других видов речевой деятельности аудирование – внешне не выраженный процесс, но его «скрытость» не свидетельствует о его пассивности. По психологической теории это – активный мыслительный процесс, при котором аудитор, воспринимая сообщение, параллельно строит своё собственное сообщение и сверяет его с услышанным, отображая полностью общение между ним и тем, кто говорит.

Обучение аудированию как коммуникативной деятельности составляет практическую цель обучения иностранному языку в средней школе. Ученик должен понимать смысл и содержание аудиотекста при его одноразового предъявления. К задачам обучения аудированию в школе относится понимание текстов, объём которых постепенно увеличивается, и которые содержат определённое количество слов, которые не изучались. Учащиеся должны развивать способность догадываться о значении незнакомых им слов, опираясь на контекст или звуковую форму слова. Они также должны научиться понимать общий смысл сообщения, игнорируя определённую несущественную информацию.

Вот почему обучению аудированию следует уделять много внимания на любом этапе обучения. Изучение аудирования как одного из важнейших вопросов методики обучения иностранному языку прослеживается в начале 60-х годов ХХ века, когда в качестве основной идеи были выдвинуты развитие устной речи и беспереводного чтения. Была сделана попытка перенести в обучении устной речи основной акцент с репродукции на продукцию, и разработаны приемы специального обучения аудирования. Этот подход был с наибольшей последовательностью проведен в серии учебников английского языка А.П.Старкова и его авторского коллектива. А также в публикациях Г.В.Роговой и ряда других видных методистов. Логическим развитием этого подхода явился интерес к проблеме речевой и учебно-речевой ситуации.

Наряду с таким подходом в методике сохранялась и ориентация, восходящая к идеям Л.В.Щербы и сознательно-сопоставительному методу. Однако уже в середине 70-х годов большинство методистов заняло компромиссную позицию, вернувшись на новом этапе к идеям сознательно-практического метода.

Примерно в том же направлении шло развитие методики за рубежом. Идеи прямого метода в различных модификациях получили развитие в аудиолингвальном и аудиовизуальном методах, в которых аудирование остается основным способом изучения иностранного языка. На современном этапе отображение этих вопросов мы находим в методике английского методиста Г.Пальмера. Система упражнения Пальмера состоит из двух групп: а) чисто-рецептивные формы работы и б) рецептивные и продуктивные формы работы. В первой группе выделялись упражнения на пассивное и активное восприятие устной речи, а во второй – на репродукцию (воспроизведение) материала. Одним из основных видов речевой деятельности остается аудирование. Исследование подобных вопросов находим и в работах Ч.Фриза и Р.Ладо, М.Уеста, Л.Блумфильда, А.П.Старкова.

Методика обучения аудирования прошла долгий процесс развития, который и сейчас продолжается, совершенствуются виды упражнений, благодаря использованию различных технических средств обучения появляются новые способы преподнесения материала, изменяются виды и содержания текстов для аудирования и прочее. Методика обучения аудирования текстов должна учитывать специфику устной коммуникации и должна быть направлена на развитие психофизиологических механизмов этого вида речевой деятельности. Поэтому изучение аудирования остается актуальным вопросом на современном этапе развития методики обучения иностранных языков.

Новое о педагогике:

Содержание обучения чтению
При постановке коммуникативной задачи нужно конкретизировать, уточнить и сформулировать ее с уче­том функции чтения, которая реализуется в данном случае, и поэтому учитель должен осознавать, где и когда может быть использована извлеченная ...

Средства, используемые при реализацииздоровьесберегающих технологий
Для достижения целей здоровьесберегаюших образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств: 1) средства двигательной направленности; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы; 4) факторы становления ц ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru