Трудности аудирования, которые обусловлены индивидуально-возрастными особенностями учащихся, являются субъективными, в отличии от трудностей объективного характера, связанных с содержанием и структурой аудиотекста, а также условиями его восприятия. Успешность преодоления этих трудностей зависит от умения слушателя пользоваться механизмом имоверного прогнозирования, переносить аудитивные умения и навыки родного языка на иностранный. Значительную роль играют такие индивидуальные особенности ученика как находчивость, умение слушать и быстро реагировать на сигналы устной речевой коммуникации (паузы, логические ударения, риторические вопросы, фразы для связи и т.д.), умение переключаться с одной умственной операции на другую, быстро схватывать тему сообщения, сопоставлять ее с широким контекстом. Эти умения развиваются в процессе обучения многих предметов, в том числе и английского языка.
В процессе обучения аудированию иноязычных сообщений решающую роль играют индивидуально-психологические особенности учащихся: уровень развития слуховой дифференцированной чувствительности, слуховой памяти, механизму имоверного прогнозирования и уровня концентрации внимания. Внимание возникает в зависимости от эмоций и развивается за их счет, хотя у человека эмоции всегда проявляются в совокупности с волевыми процессами. Успешность аудирования зависит от потребности учащихся знать что-то новое, от наличия интереса к теме сообщения, от понимания объективной потребности учится, т.е. от направленности на познавательную деятельность и мотивацию этой деятельности. Хотя эта направленность может обуславливать как позитивный, так и негативный результат аудирования. В зависимости от индивидуально-психологических особенностей слушателя и восприятия информации, ее идентификации, группирования и дифференциации она может сделать восприятие более точным и глубоким или, наоборот, ошибочным, если слушатель под влиянием ожидаемого приписывает явлениям, которые воспринимаются, несуществующие признаки.
Так вот при обучении аудированию необходимо ориентироваться на те особенности учащихся, которые играют существенную роль в процессе восприятия речевого сообщения. Эти особенности рассматриваются в психологии на уровне таких подструктур личности как направленность, опыт и формы отображения. Направленность личности определяет стойкую апперцепцию, которая лежит в основе восприятия речи и формируется всем процессом воспитания человека. Их роль в структуре деятельности личности, связанной с восприятием речи, достаточно значительна, потому что все ее формы являются потребностями личности и потенциальными мотивами деятельности.
В рамках подструктуры опыта в психологии рассматриваются знания, навыки, умения, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения. От этих характеристик зависит способ осуществления деятельности восприятия речевого сообщения и результат этой деятельности.
Объем речевых и неречевых знаний существенно влияет на степень понимания аудиотекста. Для понимания содержания услышанного необходимы не только речевые, но и неречевые знания и ассоциации, а также учет разнообразных факторов речевой ситуации. Запас неречевых знаний и представлений, которые присущи аудитору (его так называемый тезаурус), влияет на процесс интерпретации текста, как на уровне значения, так и на уровне смысла. Неадекватность понимания полученной информации, а также отличия в осмыслении одного и того же сообщения разными аудиторами обусловливаются нетождественностью тезаурусов автора текста и слушателей и неоднородностью их опыта. Такие расхождения особенно заметны при условии недостаточного запаса «фоновых» знаний, связанных с особенностями социально-исторического опыта народа, культуры и традиции стран, язык которых изучается, краеведческих реалий. Все это обусловливает необходимость обогащения формирования тезаурусу учеников.
Новое о педагогике:
Психологическая деформация семьи как главный
фактор девиантного поведения подростков
Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутс ...
Описание методов и хода работы с детьми «группы риска»
Тренинг общения повышения толерантности и профилактики агрессивного поведения Программа тренинга общения включает в себя следующие темы: знакомство с психологическими характеристиками личности (с обсуждением примеров из художественной лите ...