Субъективные трудности, связанные с индивидуально-возрастными особенностями слушателей

Новое в образовании » Обучение аудированию на уроках иностранного языка в средней школе » Субъективные трудности, связанные с индивидуально-возрастными особенностями слушателей

Трудности аудирования, которые обусловлены индивидуально-возрастными особенностями учащихся, являются субъективными, в отличии от трудностей объективного характера, связанных с содержанием и структурой аудиотекста, а также условиями его восприятия. Успешность преодоления этих трудностей зависит от умения слушателя пользоваться механизмом имоверного прогнозирования, переносить аудитивные умения и навыки родного языка на иностранный. Значительную роль играют такие индивидуальные особенности ученика как находчивость, умение слушать и быстро реагировать на сигналы устной речевой коммуникации (паузы, логические ударения, риторические вопросы, фразы для связи и т.д.), умение переключаться с одной умственной операции на другую, быстро схватывать тему сообщения, сопоставлять ее с широким контекстом. Эти умения развиваются в процессе обучения многих предметов, в том числе и английского языка.

В процессе обучения аудированию иноязычных сообщений решающую роль играют индивидуально-психологические особенности учащихся: уровень развития слуховой дифференцированной чувствительности, слуховой памяти, механизму имоверного прогнозирования и уровня концентрации внимания. Внимание возникает в зависимости от эмоций и развивается за их счет, хотя у человека эмоции всегда проявляются в совокупности с волевыми процессами. Успешность аудирования зависит от потребности учащихся знать что-то новое, от наличия интереса к теме сообщения, от понимания объективной потребности учится, т.е. от направленности на познавательную деятельность и мотивацию этой деятельности. Хотя эта направленность может обуславливать как позитивный, так и негативный результат аудирования. В зависимости от индивидуально-психологических особенностей слушателя и восприятия информации, ее идентификации, группирования и дифференциации она может сделать восприятие более точным и глубоким или, наоборот, ошибочным, если слушатель под влиянием ожидаемого приписывает явлениям, которые воспринимаются, несуществующие признаки.

Так вот при обучении аудированию необходимо ориентироваться на те особенности учащихся, которые играют существенную роль в процессе восприятия речевого сообщения. Эти особенности рассматриваются в психологии на уровне таких подструктур личности как направленность, опыт и формы отображения. Направленность личности определяет стойкую апперцепцию, которая лежит в основе восприятия речи и формируется всем процессом воспитания человека. Их роль в структуре деятельности личности, связанной с восприятием речи, достаточно значительна, потому что все ее формы являются потребностями личности и потенциальными мотивами деятельности.

В рамках подструктуры опыта в психологии рассматриваются знания, навыки, умения, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения. От этих характеристик зависит способ осуществления деятельности восприятия речевого сообщения и результат этой деятельности.

Объем речевых и неречевых знаний существенно влияет на степень понимания аудиотекста. Для понимания содержания услышанного необходимы не только речевые, но и неречевые знания и ассоциации, а также учет разнообразных факторов речевой ситуации. Запас неречевых знаний и представлений, которые присущи аудитору (его так называемый тезаурус), влияет на процесс интерпретации текста, как на уровне значения, так и на уровне смысла. Неадекватность понимания полученной информации, а также отличия в осмыслении одного и того же сообщения разными аудиторами обусловливаются нетождественностью тезаурусов автора текста и слушателей и неоднородностью их опыта. Такие расхождения особенно заметны при условии недостаточного запаса «фоновых» знаний, связанных с особенностями социально-исторического опыта народа, культуры и традиции стран, язык которых изучается, краеведческих реалий. Все это обусловливает необходимость обогащения формирования тезаурусу учеников.

Новое о педагогике:

Характеристика факультативного курса
С 1967/1968 учебного года в 7-10 классах средней школы введены факультативные занятия по выбору учащихся. Цель факультативных занятий – расширение, углубление знаний, развитие интересов и способностей учащихся в избранных ими областях знан ...

Виктимные девиации: классификация жертв преступлений
Уже давно было замечено, что поведение преступника и его жертвы коррелируются, дополняя друг друга. Можно сказать, что они играют в одну игру в согласии с установленными в самом начале из взаимодействия правилами, и в данном случае не важн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru