Обучение аудированию как деятельности предусматривает формирование аудитивных навыков и умений, а также усовершенствование механизмов рецептивного плана, которые обслуживают этот вид деятельности. Решение задач, связанных с развитием навыков, способствует формированию автоматизированных компонентов акта аудирования, что сокращает процесс узнавания и идентификации речевых сигналов с доведением его до уровня одномоментного симультанного узнавания. Обучение аудитивным умениям должно выработать способность проникать в смысл речи с переходом от низших до высших уровней понимания. При этом работа над механизмами рецептивного плана предусматривает расширение объема оперативной памяти, формирование речевого слуха, уменьшение времени внутреннего проговаривания. Материалом для обучения служат речевые единицы разных типов.
В методическом плане обучения аудированию – это специально организованная программа действий с текстом, который воспринимается на слух. Поскольку это внутренняя деятельность, которая не поддается наблюдению, то необходимо постепенно обучать отдельным действиям, которые выступают ее составными компонентами. Эти действия являются объектом целенаправленного формирования и рассматриваются как промежуточные цели обучения аудированию. Достижение промежуточных целей проходит поэтапно. На каждом этапе формируется соответствующие механизмы аудирования речевых единиц разных уровней: 1)словоформы, свободного словосочетания, фразы, 2) сверхфразового единства 3) целого текста. С помощью этих действий развивается механизм прогнозирования, который играет важную роль в восприятии речи на слух.
Этап обучения аудированию на уровне фразы предусматривает действия, направленные на:
понимание сообщений данного уровня, построенных на знакомом материале; реакция на услышанное – невербальная (действия, символы и т.д.);
понимание сообщения с незнакомым речевым материалом; реакция на услышанное – вербальная (с помощью усвоенных речевых образцов, которые соответствуют теме или ситуации);
распознавание начала сообщения и его конца.
Этап обучения аудирования на сверхфразовом уровне предусматривает действия, которые обеспечивают:
понимание монологического сообщения данного уровня, построено на абсолютно знакомом материале; реакция на услышанное – невербальная или короткая вербальная;
понимание микродиалогов с последующим определением характера взаимодействий партнеров путем сопоставления воспринятого диалога с одним из известных учащимся коммуникативных (структурно-функциональных) типов микродиалогов: диалога – обмена мыслями, диалога – волеизъявления, ритуализированного диалога.
Этап обучения аудированию на уровне целого текста предусматривает действия, при помощи которых достигается:
понимание связной (монологической) речи, построенной на абсолютно знакомом материале, путем расчленения текста на смысловые части, или выделение информационных точек; реакция на услышанное – невербальная (действия, символы, и т.д.);
понимание сообщения с незнакомым речевым материалом; реакция на услышанное – невербальная или вербальная как в процессе слушанья, так и после него;
понимание связного текста, построенном только на знакомом материале, но таком, который предусматривает антиципацию содержания сообщения по его заголовку, придумывание нового заголовка или выбор из данных готовых заголовков наиболее подходящего, выбор из данных после текста предложений, которые отвечают или не отвечают его содержанию и т.п.;
понимание диалогического текста, построенного на знакомом материале, с заданием на определение количества участников беседы, их характеристик; реакция вербальная или в виде ответов на вопросы, текста множественного выбора и т.п.;
понимание связного текста, который содержит некоторые незнакомые элементы: слова, словосочетания, о значении которых можно догадаться на основе созвучия с родным языком (опора на догадку, речевой опыт); понимание можно проверить при помощи текста множественного выбора, ответов на вопросы и т.д.;
понимание связного текста, некоторыми незнакомыми элементами, но догадка про их значение осуществляется по формальным признакам с опорой на знание и ассоциативные связи в иностранной речи;
понимание связного текста с явными незнакомыми элементами; догадка об их значении осуществляется по контексту, с опорой на смысловые связи;
понимание связного текста, построенного преимущественно на незнакомом материале, но с выделением специальных преград, с целью преодоления их путем переспрашивания, просьбой уточнить сказанное и т.п.
Новое о педагогике:
Преемственность педагогических идей в концепции начального образования Л.Н.
Толстого
Очень интересен педагогический опыт работы средней школы № 31 города Тулы. Третий год эта школа - экспериментальная площадка, педагогический коллектив осваивает новую педагогическую технологию “Школа индивидуального выбора”, разработанную ...
Средства, используемые при реализацииздоровьесберегающих технологий
Для достижения целей здоровьесберегаюших образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств: 1) средства двигательной направленности; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы; 4) факторы становления ц ...