Опоры и ориентиры для преодоления трудностей аудирования

Новое в образовании » Обучение аудированию на уроках иностранного языка в средней школе » Опоры и ориентиры для преодоления трудностей аудирования

Для преодоления трудностей аудирования объективного характера (наличных в аудиотексте) необходимо выходить из факторов, которые облегчают восприятие речи на слух. Первую очередь это ритмика, паузация, мелодичность и логическое ударение (эти факторы являются составными интонации аудиотекста). Ни должны не только соответствовать содержанию, но и выполнять экспрессивную речевую функцию, то есть выражать эмоциональное отношение автора сообщения к фактам и явлениям, о которых идет речь в тексте. Используются внеречевые средства и опора на ситуацию речи, а сама возможность зрительного контакта слушателя и того, кто говорит, также является опорой для понимания.

Восприятие речи на слух начинается с выделения смысловых ориентиров. Для этого используется не только факторы, которые составляют информацию текста, но и вставные слова, повторы, риторические вопросы, и т.д. Существенно помогают в понимании речевые штампы, широко используемые в разговорной речи. Такие средства быстро интегрируются и улучшают догадку вероятное прогнозирование.

Характер ориентиров и опор изменяется в зависимости от речевого опыта слушателей и от способов предъявления аудиотекстов, т.е. при изменении и комбинировании трудностей объективного и субъективного характера и при восприятии контактной или дистанционной речи.

Контактная речь (диалогическая и монологическая)происходит в конкретной ситуации, которая способствует имоверному прогнозированию и увеличивает возможность ассоциативных связей за счет внеречевых элементов речи.

При комбинированном зрительно-звуковом предъявлении речевых сообщений возможно использование формальных подсказок: подчеркиваний, особенного шрифта, цвета, схем, рисунков, заголовков и т.д. Заголовки являются наиболее распространенным видом опорных пунктов понимания. Они знакомят с темой речевого сообщения, стимулируют направленность мысли. Своеобразной опорой на начальной ступени обучения является прослушивание модификационных текстов, благодаря чему развивается фонематический слух, умение прогнозировать содержание сообщения симультанно исполнять операции сравнения.

Рисунки (или картины) как ориентиры-подсказки используются в зависимости от цели аудирования. Для слушания с последующим отображением рисунки имеют позитивное значение. Они способствуют догадке, вызывают интерес, помогают удерживать в памяти последовательность изложенных в аудиотексте фактов, улучшают точность и полноту понимания, способствует сегментации речевого потока, увеличивают «пропускную способность» слухового анализатора за счет зрительного. Визуально-изобразительная опора важна не только для понимания, но и для следующей передачи содержания.

В процессе обучения аудированию важно соотносить воспринятую на слух информацию с конкретной ситуацией, со зрительным восприятием этой ситуации. Для этого используется предметная наглядность, жесты учителя, мимика и т.п., т.е. все то, что является характерным для осмысления при общении. Практика показывает, что умения ученика в аудировании в значительной мере зависят от разных опор и вспомогательных средств, которые использует учитель, приучая к слушанью, воспитывая культуру восприятия на слух. Итак опоры в обучении аудированию не только снимают трудности различного характера, но и определяют успешность обучения этого вида речевой деятельности.

Новое о педагогике:

Методика организации процесса обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода
Раскрытые нами в первой главе квалификационной работы теоретических основ обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода и выявленные в результате анализа содержания обучения по ...

Разработка уроков для второго класса по учебнику математики Людмилы Георгиевны Петерсон
Оборудование: Петерсон Л.Г. «Математика, 2 класс». – М.: «Баллас», 2000 Петерсон Л.Г. « Математика, 2 класс. Методические рекомендации». – М.: «Баллас», 1996 Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. «Устные упражнения на уроках математики, 2 кл.». ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru