Трудности аудирования обусловленные условиями восприятия

Новое в образовании » Обучение аудированию на уроках иностранного языка в средней школе » Трудности аудирования обусловленные условиями восприятия

Страница 1

Зависимость аудирования от условия восприятия определяется а) темпом речевого сообщения и б) количеством предъявлений аудиотекста в зависимости от его объема.

Объективно заданный темп речевого сообщения определяет скорость и точность понимания на слух, а так же эффективность запоминания.

Общий темп речи состоит из двух величин – количество слов за минуту и количество речевых пауз. Измерение по этим двум параметрам показывает, что разница между минимальным и максимальным темпом достаточно большая. Она зависит от многих факторов: типа и вида текста (монолог, диалог; описание, рассказ, сообщение; прозаичный или стихотворный); важность информации (более важная информация предъявляется медленнее, менее важная – быстрее); специфики лексико-грамматической системы конкретного языка (в английском языке буква несет больше количества информации, и слова в нем имеют в среднем 4-5 букв, тогда как в немецком – 6-17). Средний темп речи в английском и французском языках – 140-150 слов в минуту, в немецком 120-130 слов в минуту. К сожалению, в нормативах школьных программ для учителя отсутствуют указания касающиеся темпа речи. Хотя известно, что с самого начала обучения иностранному языку темп речи должен быть нормальным. Если же его замедлять, то это изменяет интонацию фразы, нарушает норму ударения, мешает скорости реакции и существенно ослабляет внимание, очень важное для восприятия и понимания речи.

Для того, что бы темп речи не стал препятствием в процессе аудирования, особенно на начальном этапе обучения, скорость предъявления аудиотекста в отдельных случаях может замедляется за счет увеличения длительности пауз между смысловыми частями. Этот методический прием улучшает имоверное прогнозирование, помогает заполнить пробелы в понимании на основе общего смысла воспринятого сообщения.

В процессе обучения аудированию темп речи, которая воспринимается, не должен превышать внутренней речи слушателя. Т.е. первый темп можно увеличить, только ускоряя последний.

Количество предъявления аудиотекста и длительность его звучания имеют принципиальное значение в методике аудированию. Потому что аудирование – это сложное умение воспринимать речь на слух при одноразовом ее предъявлении. Одноразовость предъявления связана со спецификой условий перехода природного устного речевого сообщения: в реальной коммуникации аудирование происходит синхронно с говорением, и речевое сообщение не повторяется. В школьной аудитории зависимость понимания от количества предъявлений достаточно ощутимо, особенно на начальном этапе обучения. Однако, методически обоснованное количество предъявлений ставится в зависимость от нормальной работы с аудиотекстом. Так, в случаях запоминания формы речевого сообщения (его речевых средств) допустимо повторение одного и того же аудиотекста несколько раз. Если же целью будет запоминание смысловой стороны аудиотекста, то для повторного предъявления нужно давать трансформированные варианты текста с речевыми изменениями и новыми заданиями для восприятия. На уроках двукратное предъявление одного и того же аудиотекста допустимо в таких случаях: при наличии определенных трудностей (например, речь сообщения сложна, превышенный объем информации, отсутствующий опыт восприятия речи в заданных условиях) и в связи с заданием пересказать текст (повторному слушанию в этом случае предшествует контроль понимания и формулирование нового коммуникативного задания, которое мобилизирует внимание учащихся). На последующих этапах обучения двукратное прослушивание может рассматриваться как одно из речевых упражнений для взаимосвязанного обучения аудированию и говорению.

Длительность звучания текста так же может усложнять процесс аудирования. Длительность звучание определяется объемом текста. Объем текста – обязательный нормативный параметр аудирования для каждого класса. Такое измерение объема аудиотекста удобно для планирования занятий и для правильного распределения времени на разные виды речевой деятельности. Трудности, обусловленные длительностью звучания, ограничиваются таким образом: для начальной ступени обучения – одна минута, для средней – 2-3 минуты, для старшей - 3-5 минут. Обучение аудированию необходимо начинать с текстов небольшой длительности звучания и постепенно ее увеличивать. Однако стремиться к увеличению объемов аудиотекстов не рекомендуется.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Особенности развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР
Л.С. Выготский предложил гипотезу о локализации психических функций как структурных единиц деятельности головного мозга. Согласно его представлениям, каждая из высших психических функций связана с работой не одного мозгового центра и не вс ...

Методика ознакомления детей с произведениями искусства
Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т.е. учатся эстетически осваивать жизнь. Прежде всего, педагог воспитывает у дет ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru