Трудности аудирования обусловленные условиями восприятия

Новое в образовании » Обучение аудированию на уроках иностранного языка в средней школе » Трудности аудирования обусловленные условиями восприятия

Страница 1

Зависимость аудирования от условия восприятия определяется а) темпом речевого сообщения и б) количеством предъявлений аудиотекста в зависимости от его объема.

Объективно заданный темп речевого сообщения определяет скорость и точность понимания на слух, а так же эффективность запоминания.

Общий темп речи состоит из двух величин – количество слов за минуту и количество речевых пауз. Измерение по этим двум параметрам показывает, что разница между минимальным и максимальным темпом достаточно большая. Она зависит от многих факторов: типа и вида текста (монолог, диалог; описание, рассказ, сообщение; прозаичный или стихотворный); важность информации (более важная информация предъявляется медленнее, менее важная – быстрее); специфики лексико-грамматической системы конкретного языка (в английском языке буква несет больше количества информации, и слова в нем имеют в среднем 4-5 букв, тогда как в немецком – 6-17). Средний темп речи в английском и французском языках – 140-150 слов в минуту, в немецком 120-130 слов в минуту. К сожалению, в нормативах школьных программ для учителя отсутствуют указания касающиеся темпа речи. Хотя известно, что с самого начала обучения иностранному языку темп речи должен быть нормальным. Если же его замедлять, то это изменяет интонацию фразы, нарушает норму ударения, мешает скорости реакции и существенно ослабляет внимание, очень важное для восприятия и понимания речи.

Для того, что бы темп речи не стал препятствием в процессе аудирования, особенно на начальном этапе обучения, скорость предъявления аудиотекста в отдельных случаях может замедляется за счет увеличения длительности пауз между смысловыми частями. Этот методический прием улучшает имоверное прогнозирование, помогает заполнить пробелы в понимании на основе общего смысла воспринятого сообщения.

В процессе обучения аудированию темп речи, которая воспринимается, не должен превышать внутренней речи слушателя. Т.е. первый темп можно увеличить, только ускоряя последний.

Количество предъявления аудиотекста и длительность его звучания имеют принципиальное значение в методике аудированию. Потому что аудирование – это сложное умение воспринимать речь на слух при одноразовом ее предъявлении. Одноразовость предъявления связана со спецификой условий перехода природного устного речевого сообщения: в реальной коммуникации аудирование происходит синхронно с говорением, и речевое сообщение не повторяется. В школьной аудитории зависимость понимания от количества предъявлений достаточно ощутимо, особенно на начальном этапе обучения. Однако, методически обоснованное количество предъявлений ставится в зависимость от нормальной работы с аудиотекстом. Так, в случаях запоминания формы речевого сообщения (его речевых средств) допустимо повторение одного и того же аудиотекста несколько раз. Если же целью будет запоминание смысловой стороны аудиотекста, то для повторного предъявления нужно давать трансформированные варианты текста с речевыми изменениями и новыми заданиями для восприятия. На уроках двукратное предъявление одного и того же аудиотекста допустимо в таких случаях: при наличии определенных трудностей (например, речь сообщения сложна, превышенный объем информации, отсутствующий опыт восприятия речи в заданных условиях) и в связи с заданием пересказать текст (повторному слушанию в этом случае предшествует контроль понимания и формулирование нового коммуникативного задания, которое мобилизирует внимание учащихся). На последующих этапах обучения двукратное прослушивание может рассматриваться как одно из речевых упражнений для взаимосвязанного обучения аудированию и говорению.

Длительность звучания текста так же может усложнять процесс аудирования. Длительность звучание определяется объемом текста. Объем текста – обязательный нормативный параметр аудирования для каждого класса. Такое измерение объема аудиотекста удобно для планирования занятий и для правильного распределения времени на разные виды речевой деятельности. Трудности, обусловленные длительностью звучания, ограничиваются таким образом: для начальной ступени обучения – одна минута, для средней – 2-3 минуты, для старшей - 3-5 минут. Обучение аудированию необходимо начинать с текстов небольшой длительности звучания и постепенно ее увеличивать. Однако стремиться к увеличению объемов аудиотекстов не рекомендуется.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Факторы, ускоряющие и ограничивающие развитие утомления в условиях мышечной деятельности
Утомление возникает как следствие работы. Однако при неко­торых условиях динамическая мышечная работа может совер­шаться длительное время без признаков утомления. Такими условиями являются: оптимальный ритм и темп работы, опти­мальная вели ...

Особенности и классификация самостоятельной работы учеников из химии
Самостоятельная работа учеников на уроках проводится по специальному заданию. От цели, содержания, формы задания зависит характер деятельности школьников. Организовывая самостоятельную работу, учитель ставит разную цель учебы, развития и в ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru