Диагностика читательских интересов школьников 6 и 9 классов

Страница 1

Прежде чем приступить к формированию читательской компетенции, необходимо:

продиагностировать круг читательских интересов учащихся 6 и 9 классов, тем самым определив круг интересов, эстетических предпочтений современного школьника;

проанализировать первичное восприятие литературного произведения, тем самым определив:

является понимание текста поверхностным или осознанным, глубоким;

видят ли учащиеся тему и идею произведения, а также умеют ли правильно их формулировать?

В 2011 году, будучи студенткой III курса, я проходила практику в школе №45 Приокского района. Уклон этой школы – математический и музыкальный. В 9 «В» классе для выявления читательских интересов и предпочтений учащихся я предложила заполнить анкету «Круг чтения». Всего в классе 18 человек, работу писали 14 (заполненные учениками анкеты приложены).

Анкета «Круг чтения»

Как часто вы читаете?

А) ежедневно;

Б) 2-3 часа в неделю;

В) гораздо реже.

Чем для вас является книга?

А) источник духовного познания;

Б) источник эстетического наслаждения;

В) средство для подъема образовательного уровня.

Как вы оцениваете собственное чтение?

А) читаю много;

Б) читаю мало, но достаточно для себя;

В) читаю много, но хотелось бы больше;

Г) читаю мало.

Что предпочитаете читать?

А) русскую классику;

Б) современную русскую литературу;

В) зарубежную классику;

Г) современную зарубежную литературу.

От кого узнаете о новых книгах?

А) от учителей;

Б) от родителей;

В) от библиотекаря;

Г) от знакомых, друзей;

Д) из прессы.

Какое произведение вы недавно прочитали?

В сущности, вопросы анкеты характеризуют компоненты читательской компетентности, что мы и покажем в процессе анализа.

Анализ

Время, отведенное на чтение – один из важных показателей читательской компетентности. 7 человек читают гораздо реже 2-3 часов в неделю, 4 человека читают 2-3 часа в неделю и всего 3 человека – ежедневно. Это крайне низкие показатели читательской компетентности у девятиклассников. Половина класса читают реже 2-3 часов в неделю, то есть вполне вероятно, что не читают совсем. Такая ситуация типична для современных школьников. Совсем немного читают 4 человека, и только 3 человека из 14 читают ежедневно. Из 14 человек 7 практически не читают. В таком случае не приходится говорить об уровне чтения школьниками (поверхностном или более глубоком, осмысленном). Крайне низкая читательская компетентность – это большая проблема современности и вместе с тем первостепенная задача для методистов.

Другой показатель читательской компетентности – цель чтения. В основном школьники читают для подъема своего образовательного уровня (7 человек). 1 человек выбрал все три варианта ответа (источник духовного познания, источник эстетического наслаждения, средство для подъема образовательного уровня). Книга – источник эстетического наслаждения только для 2 человек; источник духовного познания – для 2-х человек. Художественная литература перестала быть источником эстетического наслаждения или источником духовного познания. А именно эти два фактора должны стать первостепенными при формировании и развитии у школьников читательской компетенции. Безусловно, чтение – это не только творчество, но и работа. Образовательный уровень повышается, когда чтение становится осознанным, межстрочным, когда ученик хорошо ориентируется в материале. Но если на приоритетное место встает повышение образовательного уровня, никакое полноценное художественное развитие происходить не будет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Базовый уровень владения аудированием. Аудирование в школьной программе
На базовом уровне владения аудирование рассматривается как компонент устного общения. Как самостоятельный вид речевой деятельности аудирование означает восприятие на слух с полным пониманием и пониманием основного смысла. Достижение базово ...

Содержание понятия "словоизменение существительных"
В зарубежной и отечественной лингвистике, психолингвистике уже давно сформировался устойчивый интерес к процессам словоизменения и словообразования. Современный научный мир рассматривает их как систему особых процессов, связанную с произво ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru