Диагностика читательских интересов школьников 6 и 9 классов

Страница 3

Вывод: ученики крайне редко читают, но количества прочтенных книг им хватает, и они собой довольны. Авторы «Дороги к книге» Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко и Л.А. Концевая также отмечают, что только 10% школьников читают каждый день, а 40% не читают вообще. А поскольку ребята читают для подъема своего интеллектуального и образовательного уровня, они думают, что достаточно образованны.

Большинство девятиклассников не читает даже программные произведения, не говоря о дополнительной литературе.

В этом же, 9 «В», классе мной была проведена работа по выявлению первичного восприятия литературного произведения. Поскольку учащиеся только начали проходить роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», именно это произведение и было взято для анализа. Мной был разработан перечень вопросов, на которые предлагалось ответить девятиклассникам:

Какое впечатление произвело на вас произведение?

Какие чувства у вас вызвали герои: Онегин, Татьяна, Ольга, Ленский?

Какой эпизод в романе вам понравился или запомнился больше всего?

Как вы думаете, каково отношение автора к герою?

Каким вы представляете себе главного героя – Евгения Онегина?

Попытайтесь отразить чувства, которые испытывает герой в последней сцене.

Какое художественное средство использует автор при описании Онегина и Ленского?

Не осуждаете ли вы героя в ситуации отказа Татьяне?

Перечисленные вопросы я старалась сформулировать так, чтобы на них нельзя было ответить однозначно «Да» или «Нет». Предполагалось, что учащиеся дадут развернутые и полные ответы. Данной работой проверялось, насколько у школьников сформирована читательская компетентность: во-первых, насколько они готовы и способны к самостоятельному анализу литературного произведения, во-вторых, насколько правильно, четко и ясно школьники формулируют свои мысли и чувства. По ответам на 1 вопрос можно посмотреть, какие эмоции вызвало произведение у читателя, так же, как по ответам на 2 и 3 вопросы. В 4 вопросе должен присутствовать элемент анализа произведения (нужно определить отношение автора к героям романа). В 5 вопросе учащиеся должны были включить свое репродуктивное воображение; творческое воображение должно было проявиться при ответе на 6 вопрос. Осмысление на уровне художественной детали должно произойти при ответе на 7 вопрос. 8 вопрос снова основан на эмоциональном восприятии указанного текста.

В классе 18 человек, работу писало 11 учащихся.

Анализ

На вопрос, какое впечатление произвело произведение, практически все учащиеся ответили, что роман им понравился. Некоторые ребята отписывались эпитетами «красивое, замечательное», «хорошее», «неплохое», «прекрасное» <произведение>. На этом характеристика собственных впечатлений заканчивалась. Подобные определения являются универсальными для множества понятий, вещей и не несут собой семантической и смысловой нагрузки. Такой ответ можно считать нулевым и сделать вывод, что произведение либо не прочитано, либо школьники еще не научились формулировать свои эмоции и словесно их выражать. Трем девочкам роман понравился главным образом потому, что он о любви, о сильных чувствах героев. А еще двум – Насте Павловой и Насте Кацюрюбе - потому, что в нем показана другая, отличная от современной, историческая эпоха.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое о педагогике:

Обучение видам речевой деятельности по школьной программе
Основная цель курса – дать основы знаний о языке, позволяющие обеспечить достаточно высокий уровень речевого общения и грамотного письма, необходимый для успешной индивидуальной и социальной деятельности, а также для понимания диалога русс ...

Предмет и функции педагогического контроля
Педагогический контроль - это система научно-обоснованной проверки результатов образования и воспитания учащихся. Являясь важной частью процесса обучения, контроль сам по себе не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспита ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru