Согласно третьей задаче, мы продиагностировали круг читательских интересов школьников 9 класса и проанализировали их работы по выявлению первичного восприятия литературного произведения. В результате исследования выявили, что ученики крайне редко читают, причем не только дополнительную литературу, но и программные произведения. Ответы школьников очень слабые, необоснованные; они не умеют выражать свои чувства, эмоции, не готовы к самостоятельному анализу художественных текстов. Все это напрямую связано с крайне низкой читательской компетентностью.
В исследовании представлена разработанная нами для 6-х классов ролевая игра «Менеджер» и апробированная на учащихся гимназии №1. Задачами, которые мы ставили перед собой, были анализ читательских интересов и предпочтений у школьников 6 класса, а также диагностика развития устной речи школьников и выявление наиболее частых ошибок во время ведения диалога. Результаты показали, что жанровые предпочтения у шестиклассников не весьма разнообразны. В основном отдают предпочтение «фэнтези» Кристофер Паолини «Арагон», Йон Колфер «Артемис Фаул», Джонс Алан Фревин «Талисман»), иногда читают школьники и приключения (А. Конан-Дойль «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсова», «Приключения Робина Гуда»).
Разительных речевых, фактических и логических ошибок при презентации книг обнаружено не было, однако встречались стилистические, поскольку речь ребят была неподготовленная и спонтанная.
Рассмотрев традиционные методы и приемы формирования читательской компетенции, продиагностировав читательские предпочтения школьников, мы выделили основные принципы, на которых строится весь процесс обучения и обозначили наиболее эффективные, которые наилучшим образом, на наш взгляд, формируют читательскую компетенцию. Среди таких принцип наглядности, принцип эстетической значимости, принцип культуросообразности, принцип сознательности и актуализации личностной креативности, принцип связи с жизненным опытом школьника. Обозначили также методические приемы, выделенные на основе данных принципов, которые можно водить в методику преподавания на уроках литературы: экскурсия, литературная гостиная, репрезентация художественного вербального содержания средствами других искусств (живопись, музыка, театр, кино), проверка гипотезы, «перекодировка» классических произведений современными реалиями и языком, литературная ролевая игра. В связи с этим в работе представлены примерные модели уроков, основанные на отмеченных нами методах и приемах.
Новое о педагогике:
Причины возникновения социальной и педагогической запущенности
Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими. Неуспешность в деятельности, обученность, необразованность, в том числе н ...
Методическое руководство использования техники батик как средства развития
изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
В современном дошкольном образовании в целях осуществления разностороннего художественно-творческого развития детей организуются художественные студии, эстетические центры. Работа в условиях студии, кружка позволяет систематически и послед ...