Согласно третьей задаче, мы продиагностировали круг читательских интересов школьников 9 класса и проанализировали их работы по выявлению первичного восприятия литературного произведения. В результате исследования выявили, что ученики крайне редко читают, причем не только дополнительную литературу, но и программные произведения. Ответы школьников очень слабые, необоснованные; они не умеют выражать свои чувства, эмоции, не готовы к самостоятельному анализу художественных текстов. Все это напрямую связано с крайне низкой читательской компетентностью.
В исследовании представлена разработанная нами для 6-х классов ролевая игра «Менеджер» и апробированная на учащихся гимназии №1. Задачами, которые мы ставили перед собой, были анализ читательских интересов и предпочтений у школьников 6 класса, а также диагностика развития устной речи школьников и выявление наиболее частых ошибок во время ведения диалога. Результаты показали, что жанровые предпочтения у шестиклассников не весьма разнообразны. В основном отдают предпочтение «фэнтези» Кристофер Паолини «Арагон», Йон Колфер «Артемис Фаул», Джонс Алан Фревин «Талисман»), иногда читают школьники и приключения (А. Конан-Дойль «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсова», «Приключения Робина Гуда»).
Разительных речевых, фактических и логических ошибок при презентации книг обнаружено не было, однако встречались стилистические, поскольку речь ребят была неподготовленная и спонтанная.
Рассмотрев традиционные методы и приемы формирования читательской компетенции, продиагностировав читательские предпочтения школьников, мы выделили основные принципы, на которых строится весь процесс обучения и обозначили наиболее эффективные, которые наилучшим образом, на наш взгляд, формируют читательскую компетенцию. Среди таких принцип наглядности, принцип эстетической значимости, принцип культуросообразности, принцип сознательности и актуализации личностной креативности, принцип связи с жизненным опытом школьника. Обозначили также методические приемы, выделенные на основе данных принципов, которые можно водить в методику преподавания на уроках литературы: экскурсия, литературная гостиная, репрезентация художественного вербального содержания средствами других искусств (живопись, музыка, театр, кино), проверка гипотезы, «перекодировка» классических произведений современными реалиями и языком, литературная ролевая игра. В связи с этим в работе представлены примерные модели уроков, основанные на отмеченных нами методах и приемах.
Новое о педагогике:
Организация работы по развитию творческого потенциала
школьника
Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс научно-исследовательских методов. Адекватная диагностика развития творческого потенциала возможна при условии применения комплексной методики исследования. Творческую деятельност ...
Программа социально-педагогической деятельности по профилактике склонности воровства
у детей младшего школьного возраста
На сегодняшний день в г. Нижний Тагил сложилась такая ситуация, которая требует практических мер создания целостной системы (программы) профилактики склонности к воровству у младших школьников, защиты их прав, подготовки к этой деятельност ...