Наиболее эффективные приемы формирования читательской компетенции и их применение

Новое в образовании » Методические приемы формирования читательской компетенции школьников 6 и 9 классов » Наиболее эффективные приемы формирования читательской компетенции и их применение

Страница 5

Создание киносценария

О таком приеме и способе реализации принципа актуализации личностной креативности мы говорили, когда рассматривали программу по литературе 6 и 9 классов В.Г. Маранцмана. Репрезентация художественного вербального содержания средствами других искусств (кино), является своеобразным приемом литературного анализа. Для того, чтобы написать киносценарий по литературному произведению, надо пережить его, по-настоящему увидеть его героев. Это своего рода игра, которой подростки отдаются безраздельно, потому что в ней можно проявить всю свою креативность и творчество.

Киносценарий усиливает сопереживание и воспитывает навыки вдумчивого, медленного чтения. Он оживляет образное видение и помогает видеть деталь в цвете целого.

В настоящей главе мы обозначили основные принципы, на которых строится весь процесс обучения и выделили наиболее эффективные принципы, которые наилучшим образом, на наш взгляд, формируют читательскую компетенцию. Среди таких принцип наглядности, принцип эстетической значимости, принцип культуросообразности, принцип сознательности и актуализации личностной креативности, принцип связи с жизненным опытом школьника. Также обозначили методические приемы, выделенные на основе данных принципов, которые можно водить в методику преподавания на уроках литературы: экскурсия, литературная гостиная, репрезентация художественного вербального содержания средствами других искусств (живопись, музыка, театр, кино), проверка гипотезы, «перекодировка» классических произведений современными реалиями и языком, литературная ролевая игра. Помимо этого, в главе представлены примерные модели уроков, основанных на перечисленных методах и приемах.

Цель нашего исследования заключалась в описании методических приемов формирования читательской компетенции школьников в 6 и 9 классах. Для решения данной цели перед нами был поставлен ряд задач:

дифференциация понятий «компетенция» и «компетентность»;

обзор методических приемов формирования читательской компетенции;

диагностика читательских интересов школьников 6 и 9 классов;

отбор наиболее эффективных методических приемов формирования читательской компетенции школьников 6 и 9 классов.

Итак, нами были дифференцированы понятия компетенции и компетентности, являющихся основными единицами компетентностного подхода. Нами также были разработаны собственные определения читательской компетенции и компетентности: читательская компетенция – знание законов, правил и норм литературы, позволяющее планировать и осуществлять самостоятельную креативную работу по освоению художественных текстов. Под читательской компетентностью мы понимаем личностное качество, характеризующееся степенью обладания читательской компетенцией и способностью самостоятельно выносить суждения и принимать решения в результате работы с художественными текстами.

Вместе с тем мы выделили ключевые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные и выявили их взаимодействие с читательской компетенцией. Выяснилось, что каждая из перечисленных компетенций участвует в формировании читательской, а читательская компетенция формирует данные ключевые компетенции.

В рамках второй задачи мы рассмотрели традиционные методы и приемы формирования читательской компетенции. Среди таких метод творческого чтения (выразительное чтение, чтение наизусть, комментированное чтение), эвристический метод (построение логически четкой системы вопросов, системы заданий по тексту художественного произведения, постановка проблемы), исследовательский метод (подготовка докладов и выступлений, самостоятельный анализ произведения), репродуктивный метод (обзорная лекция учителя, задания по учебнику) и определили необходимость введения новых методических приемов на уроках литературы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Сущность социально-педагогической поддержки
Социально-педагогическая поддержка детства представляет особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образова ...

Динамика уровней развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ОНР
Задачей данного этапа эксперимента является выявление динамики развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи. На предыдущем этапе работы нами было проведено экспериментальное обучение, направленное на развит ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru