Наиболее эффективные приемы формирования читательской компетенции и их применение

Новое в образовании » Методические приемы формирования читательской компетенции школьников 6 и 9 классов » Наиболее эффективные приемы формирования читательской компетенции и их применение

Страница 3

Благодаря такому уроку ученик воспринимает художественное произведение не абстрактно, а напротив, приближенно к жизни и современности. Принцип наглядности позволяет представить себе картину произведения в реальной полноте. Принцип сознательности и личностной креативности заключается в том, что школьник так или иначе пытается поставить себя на место персонажа, прочувствовать все то, что чувствовал в этой ситуации и обстановке герой произведения.

Такой методический прием использует на своих занятиях преподаватель кафедры «Русская литература» Т.И. Торопкина. Студенты с большой благодарностью вспоминают эти уроки, которые останутся в памяти на всю жизнь.

Кроме того, преподавателям следует водить своих учеников на спектакль по только что изученному произведению, оперу или балет. Это не только поможет оживить образы, но и приобщит ребят к другим видам искусства. Так, учитель Зиняковской сельской общеобразовательной школы Н.А. Федорова провела подобное занятие по сказке Гофмана «Щелкунчик» в 6 классе. Накануне поездки на балет она устроила для нас, школьников 6 класса, вечерний классный час. При свечах, за покрытым скатертью столом с чаем и конфетами, мы внимательно слушали удивительную и загадочную сказку… Этот вечер, который перетек в балет остался в памяти ребят. А сказка Гофмана «Щелкунчик» у меня до сих пор ассоциируется именно с этим вечером и этим балетом.

Литературные гостиные и салоны.

Эта идея подробно описана в статье М.Г. Павловец «Литературный салон педагогического вуза как инновационная форма популяризации чтения». Исследователь убеждает, что проблему не-чтения можно решить, если освободить чтение от бремени «обязательности». Одним из таких «ненавязчивых» приемов популяризации чтения является создание литературного салона, поскольку и учащиеся, и студенты воспринимают посещение мероприятий Салона как развлечение, приятное времяпрепровождение. На базе Московского гуманитарного университета был создан Салон «На Самотеке». Салон предоставляет площадку только профессинальным литераторам, «салонные» разговоры ведутся не только о прозе или поэзии, но также о взаимодействии литературы с другими видами искусства, в том числе и с современными (слэм, перформанс). Важный элемент таких встреч – общение завсегдатаев салона и представителей «литературной общественности» в неформальной обстановке.

Благодаря таким Литературным салонам развивается осознанное отношение к культурным ценностям и искусству, а также вырабатывается понимание его социокультурной значимости.

Урок столкновения идей.

«Как однажды сделано литературное произведение – мы никогда не узнаем, но можно тут играть догадками. А вот почему и как оно действует, значит что-то для нас - это можно исследовать». Именно поэтому важно рассматривать произведение не односторонне в школе, а постараться посмотреть на него с нескольких сторон. Например, преподаватель школы №45 города Нижнего Новгорода О.В. Ильин на своем уроке в 9 классе интересно представил отличную от привычной формулировки точку зрения на роман И.А. Гончарова «Обломов». Он попросил ребят подумать над тем, что, возможно, Ольга Ильинская и Штольц изначально любили друг друга. И именно Штольц попросил ее влюбить в себя Обломова, которого, возможно, таким путем можно будет избавить от «обломовщины». Ребята с интересом подхватили высказанную идею и постарались привести предположения, аргументы для подтверждения этой теории.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Требования к орфоэпической культуре учащихся младших классов в национальной школе
Овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. Знания, факты, то есть информация, – материал мышления. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания, тем интенсив ...

Задачи работы по развитию речи в 2-ой группе раннего возраста
Задачами второго года жизни ребенка является развитие понимания речи, способности подражания, накопления словаря, формирования речи как средства общения с окружающими. Второй год жизни по методике М.И. Поповой делится на 2 периода: период ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru