Благодаря такому уроку ученик воспринимает художественное произведение не абстрактно, а напротив, приближенно к жизни и современности. Принцип наглядности позволяет представить себе картину произведения в реальной полноте. Принцип сознательности и личностной креативности заключается в том, что школьник так или иначе пытается поставить себя на место персонажа, прочувствовать все то, что чувствовал в этой ситуации и обстановке герой произведения.
Такой методический прием использует на своих занятиях преподаватель кафедры «Русская литература» Т.И. Торопкина. Студенты с большой благодарностью вспоминают эти уроки, которые останутся в памяти на всю жизнь.
Кроме того, преподавателям следует водить своих учеников на спектакль по только что изученному произведению, оперу или балет. Это не только поможет оживить образы, но и приобщит ребят к другим видам искусства. Так, учитель Зиняковской сельской общеобразовательной школы Н.А. Федорова провела подобное занятие по сказке Гофмана «Щелкунчик» в 6 классе. Накануне поездки на балет она устроила для нас, школьников 6 класса, вечерний классный час. При свечах, за покрытым скатертью столом с чаем и конфетами, мы внимательно слушали удивительную и загадочную сказку… Этот вечер, который перетек в балет остался в памяти ребят. А сказка Гофмана «Щелкунчик» у меня до сих пор ассоциируется именно с этим вечером и этим балетом.
Литературные гостиные и салоны.
Эта идея подробно описана в статье М.Г. Павловец «Литературный салон педагогического вуза как инновационная форма популяризации чтения». Исследователь убеждает, что проблему не-чтения можно решить, если освободить чтение от бремени «обязательности». Одним из таких «ненавязчивых» приемов популяризации чтения является создание литературного салона, поскольку и учащиеся, и студенты воспринимают посещение мероприятий Салона как развлечение, приятное времяпрепровождение. На базе Московского гуманитарного университета был создан Салон «На Самотеке». Салон предоставляет площадку только профессинальным литераторам, «салонные» разговоры ведутся не только о прозе или поэзии, но также о взаимодействии литературы с другими видами искусства, в том числе и с современными (слэм, перформанс). Важный элемент таких встреч – общение завсегдатаев салона и представителей «литературной общественности» в неформальной обстановке.
Благодаря таким Литературным салонам развивается осознанное отношение к культурным ценностям и искусству, а также вырабатывается понимание его социокультурной значимости.
Урок столкновения идей.
«Как однажды сделано литературное произведение – мы никогда не узнаем, но можно тут играть догадками. А вот почему и как оно действует, значит что-то для нас - это можно исследовать». Именно поэтому важно рассматривать произведение не односторонне в школе, а постараться посмотреть на него с нескольких сторон. Например, преподаватель школы №45 города Нижнего Новгорода О.В. Ильин на своем уроке в 9 классе интересно представил отличную от привычной формулировки точку зрения на роман И.А. Гончарова «Обломов». Он попросил ребят подумать над тем, что, возможно, Ольга Ильинская и Штольц изначально любили друг друга. И именно Штольц попросил ее влюбить в себя Обломова, которого, возможно, таким путем можно будет избавить от «обломовщины». Ребята с интересом подхватили высказанную идею и постарались привести предположения, аргументы для подтверждения этой теории.
Новое о педагогике:
Результаты экспериментальной работы по совершенствованию процесса обучения
учащихся V-VII классов
технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода
Результаты обучения учащихся технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода были выявлены при организации экспериментальной работе на базе общеобразовательной школы № 20 п. Забойского Слаянского района. Экспери ...
Проблема обоснования и
обобщения знаний на основе использования историзма
Для того чтобы ученик усвоил новые знания, необходимо, чтобы он, прежде всего, проверил в их истинность, а для этого учитель должен обосновать новые сведения, убедить школьников в факте существования того или иного явления. В справедливост ...