Методика ознакомления с литературными произведениями детей младшего дошкольного возраста

Новое в образовании » Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего и младшего дошкольного возраста » Методика ознакомления с литературными произведениями детей младшего дошкольного возраста

Страница 1

Если в задачах работы по развитию звуковой культуры речи в 1 младшей группе на первое место ставилось звукоподражание, то во 2 - эта работа над звукопроизношением с развитием речевого слуха, дыхания, голоса, артикуляционного аппарата, дикции. С 3 лет опора в работе уже не способность осознанно подражать, а на сознательное отношение детей к звуковой стороне слова и строится на последовательной обработке основных звуков родного языка. Потому в качестве методических приемов уже используются речевой образец, заучивание наизусть (стихи, потешки, загадки, беседы и т.п.). Для создания навыка используются словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихотворения, рассказы, сказки.

В младшем дошкольном возрасте речь ситуативна, преобладают опрессивное изложение, начинается умение излагать мысли, но встречаются ошибки в плане дальнейшей работы с детьми - в обучении разговорной речи в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте организуется большая подготовительная работа.

Если при ознакомлении с литературными произведениями на третьем году жизни важна подготовительная работа в плане умения слушать, отвечать, вставлять в рассказ воспитателя слова, фразы, когда задачами ставится научить воспринимать сначала текст, затем подводить ребенка к его произведении. То уже на 4 году жизни, начиная с простого воспроизведения хорошо знакомой сказки, построенной на повторе, переходят к пересказу маленьких рассказов Л.Н. Толстого (в подготовке важны зрелища, драматизация, индивидуальная работа).

Перед первичным чтением литературного произведения не следует делать установку на запоминание. Важно выразительно прочитать, интонационно выделяя диалоги лиц (помощь в определении отношения к героям и событиям). Беседа по содержанию и форме произведения включает постановку воспитателем продуманных вопросов (на понимание), выяснение того, как автор описывает явление, с чем сравнивает, что больше всего запомнилось, что необычно - для целостного восприятия (единство содержания и формы) - 4-5 вопросов. Перед повторным чтением - установка на внимательное прослушивание и запоминание. В пересказе произведения детьми важна художественно-образная речь, если на занятии дается несколько сказок (рассказов), то дети выбирают и перерассказывают одну по желанию, или дети придумывают продолжение к прочитанному тексту, или сочиняют рассказ по аналогии, или осуществляют драматизацию.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя "событий", в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия. В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Е.А. Флерина называла характерной чертой такого восприятия единство "чувствующего" и "мыслящего".

О.И. Никифорова выделяла в развитии восприятия художественной литературы 3 стадии:

непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения);

понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);

влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Е.А. Флерина отметила наивность детского восприятия - дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив, малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка. Художественное восприятие на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия, выделяя 2 периода в их эстетическом развитии:

от 2 до 5 лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства;

после 5 лет, когда искусство (и искусство слова) для ребенка становится самоценным.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Организация работы с детьми по развитию игрового опыта
1 направление. Цель: учить играть с куклой, последовательно выполняя взаимосвязанные действия. Задачи: Пополнить и закрепить активный словарь по теме (одежда, посуда, купание). Ввести детей в проблемно-игровую ситуацию. Показать последоват ...

Типология проектов
Выделяют следующие типологические признаки проектов: 1) доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный; 2) предметно-содержательная область: монопр ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru