Обучение устной и письменной речи

Страница 1

Обучение устной и письменной речи в методике издавна на­зывается развитием связной речи. При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и определенный ре­зультат акта коммуникации, т. е. развернутый ответ ученика по материалу учебной дисциплины, устное и письменное изложение текста, созданное учеником, реферат, статья в стенгазету, описание, рассуждение, доклад и т. д., т. е. определенное речевое произведе­ние, текст. При этом каждое из обозначенных в программе речевых произведений выступает и как предмет обучения (т. е. то, чему учат специально) и как средство, с помощью которого формируются и развиваются коммуникативные умения. Так, обучая строить текст типа рассуждения-доказательства, учитель помогает школьникам осознать особенности этого типа текста, овладеть определенными умениями, и вместе с тем вся эта работа служит средством развития коммуникативных умений, коммуникативных способностей чело­века.

Именно поэтому большое значение имеют четкое осознание содержания работы по развитию связной речи, ее последователь­ности и оптимальный, соответствующий задачам отбор методов и средств обучения.

При определении содержания работы по развитию связной речи школьников учитывается, с какими коммуникативно-речевыми умениями и навыками приходят дети в школу, что затрудняет их в овладении определенными коммуникативными умениями, каковы тенденции развития речи учащихся.

Для определения уровня развития связной речи школьников используются такие показатели; как объем высказывания (он ха­рактеризуется, как правило, путем подсчета лексем и предложе­ний); количество подтем (микротем), их соответствие теме и замыслу высказывания, степень развернутости (устанавливается путем выделения смысловых компонентов высказывания и определения их объема); наличие определенных языковых средств (например, выражающих причинно-следственные отношения, сравнения и т. д.); разнообразие словаря, синтаксических конструкций и т. д.; среднее число слов в предложении; количество смысловых, лексических, синтаксических и других ошибок и недочетов; темп высказывания; количество случаев прерывистости устной речи, их характер и некоторые другие.

Выбор необходимых критериев определяют конкретные задачи исследования. Эти критерии дополняют друг друга и позволяют на основе количественных данных получить объективную характе­ристику речи учащихся, сформированности у них коммуникативных умений.

Ребенок с самого рождения слышит звучащую речь, а затем овладевает устной формой речи, связанной с определенной жиз­ненной ситуацией и понятной только в этой ситуации. Это реплики диалогической разновидности речи, которые представляют собой побудительные предложения, выражающие просьбу, требование, призыв: вопросительные предложения, слова—предложения типа да, нет и т. д. Уже в 2—3 года встречаются элементы монологи­ческой речи. Одновременно развивается и диалог, например, в разго­воре о том, что и как делать, чтобы согласовать действия во время игры. К 6—7 годам наряду с диалогической дети поль­зуются в зависимости от задач и условий общения и монологической устной речью. Однако, в их рассказах об увиденном, услышанном нередко встречаются признаки, ситуативной речи («Потом мы пошли туда и увидели такой маленький цветок. Он там рос…»), что де­лает их высказывания полностью или частично непонятными для слушателя.

Письменной речью, как и чтением, дети, как правило, овла­девают в школе; при этом используется их практическое владение устной речью, знание общеупотребительной лексики, основ грам­матики родного языка.

В школе обе формы (устная и письменная) и обе разновид­ности речи (диалог — монолог) получают дальнейшее развитие. При этом не только устная речь влияет на письменную, но и, наоборот,

под влиянием письменной речи формируются книжные стили устной формы литературного языка. Ученики овладевают умением вести беседы (диалог) по широкому кругу вопросов, связанных с жизнью класса, школы, страны, с обучением в школе. Специальное, хотя и недостаточное внимание уделяется обучению монологической речи и в значительно меньшей степени — культуре бытового об­щения, словесной вежливости в процессе устной диалогической речи.

В развитии письменной речи учащихся наблюдаются следующие тенденции: рост объема и структурное усложнение синтаксических конструкций; расширение сферы использования слов, имеющих слож­ный морфологический состав; роет разнообразия используемых язы­ковых средств. Обе эти тенденции отражают процесс обогащения речи учащихся. Вместе с тем в развитии речи наблюдается и тен­денция унификации, проявляющаяся в преимущественном исполь­зовании учениками IX—XI классов отдельных языковых средств (из ряда соотносительных): абстрактных имен существительных, сложноподчиненных предложений со словами что, который и т. д. Унификация отражает не только определенную бедность речи, но и особенности книжного стиля, которым пользуются старшеклас­сники в своих устных ответах и письменных сочинениях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Итоги исследования отклоняющегося поведения детей «группы риска»
После наблюдения и проведения исследования была разработанная программа «Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения детей группы риска» из которой было проведено несколько занятий с подростками. По результатам повторного проведения ...

Обучение слушанию
Слушание — разновидность речевой деятельности, тесно свя­занной с устной речью, хотя слушать можно и озвученную письмен­ную речь. Например, мы слушаем в кругу семьи чтение книги, по радио последние новости, в грамзаписи чтение стихов, проз ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru