Обучение устной и письменной речи

Страница 3

VII класс: публицистический стиль. Сравнительная характе­ристика как разновидность текста. Отзыв (устный и письменный) с элементами рецензии (на уровне приобретенных на уроках ли­тературы знаний). Рассуждение с доказательством от противного. Устное выступление публицистического характера.

VIII класс: конспектирование как разновидность сжатого из­ложения текста, воспринимаемого зрительно. Отзыв-рецензия. Устные сообщения информативного характера на основе одного источника, изученного самостоятельно. Статья в газету на морально- этические темы публицистического характера.

IX класс: аннотация. Тезисы. Устный доклад на темы учебных предметов. Конспектирование как разновидность сжатого изложения высказывания, воспринятого на слух (сообщения учителя, доклада ученика и т.д.). Реферат на статьи учебно-научного, научно- популярного стилей. Характеристика группы лиц (групповая ха­рактеристика) литературных героев, класса, спортивной команды.

Указанные выше требования отражают содержание понятийной части общей программы: этап введения определенных речеведческих знаний (в том числе и о способах речевой деятельности) и начальный этап формирования соответствующих умений. На основе введенных знаний формируются в определенной системе определенные коммуникативные умения. Среди них есть «сквозные», «общие» умения, необходимые при создании любого (или почти любого) речевого произведения. Покажем соотношение речеведческой темы и начальный этап формирования умения.

Понятийная часть

Формируемое умение

Текст как тематическое, смысловое, стилевое, структур­ное и грамматическое единство.

Умение определять тему, основную мысль и стиль текста, находить взаимо­обусловленные смысловые части тек­ста, средства их связи между собой, средства связи отдельных предложе­ний, входящих в состав текста.

К таким общим коммуникативным (иногда их называют ком­муникативно-речевым) умениям относятся:

-умение раскрывать тему и основную мысль создаваемоготекста;

умение собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание (это умение предполагает умение продумывать содержательный план текста);

умение строить высказывание в определенной композиционной форме (речевом жанре), например в жанре невыдуманного рассказа, репортажа, в форме портретных зарисовок и т. д.;

умение отбирать оптимальные с точки зрения речевой задачи и условий общения языковые средства;

умение править, совершенствовать написанное (последнее относится к коммуникативным умениям письменной речи).

Если же иметь в виду специфические умения устной речи учащихся, то к названным следует добавить умение пользоваться средствами выразительности звучащей речи (темп, громкость, тон высказывания и т. д.), различными приемами подготовки (состав­ление плана, набросков плана, рабочих материалов, тезисов, пись­менного текста и т. д.) в зависимости от ситуации общения, умение строить различные в композиционном отношении устные высказы­вания (устное повествование, устный рассказ, информация, сооб­щение, доклад, критические, дискуссионные, агитационные высту­пления и т. д.), а также овладение навыками вежливой речи в межличностном и групповом общении. В наше время вопросы форми­рования устной — монологической и диалогической — речи, пробле­мы культуры общения приобретают особое значение.

Необходимость формирования обозначенных выше коммуника­тивных умений объясняется тем, что без специальной работы школь­ники не овладевают ими в должной мере. Как показывают про­веденные исследования, типичными недостатками уст­ных и письменных высказываний учащихся являются:

расширение или сужение темы высказывания, «уход» от пред­ложенной темы; перегрузка высказывания подробностями, не имею­щими значения для раскрытия темы;

отсутствие замысла, основной мысли высказывания или неумение ее в полной мере раскрыть;

неумение отобрать нужный для высказывания материал и систематизировать его, нарушение последовательности в изложении мысли, повторы;

отсутствие связи между частями высказывания, несоразмер­ность отдельных его частей;

несоответствие содержания, композиционной формы и отобранных языковых средств задаче и адресату высказывания, ус­ловиям общения; неоправданное нарушение стилевого единства текста.

Для успешного формирования коммуникативных умений необ­ходимы согласованные и целенаправленные усилия всех преподава­телей, т. е. нужна общая программа работы по развитию связной речи учащихся на межпредметном уровне.

Приёмы работы

Чтобы научить школьников созданию текста, в работе по раз­витию связной речи используются:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое о педагогике:

Требования к орфоэпической культуре учащихся младших классов в национальной школе
Овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. Знания, факты, то есть информация, – материал мышления. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания, тем интенсив ...

Социально-педагогическая работа в школе
Отечественная школа имеет опыт решения социальных проб­лем учащихся. Это, прежде всего деятельность классных руководи­телей, на которых нередко возлагались функции и социального педагога, и социального работника. Возникает необходимость со ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru