Обучение устной и письменной речи

Страница 7

Это, конечно, сугубо примерная тематика. Она изменяется и дополняется учениками. В данном случае важно показать детям, с каких разных сторон можно подойти к сочинению-описанию «Зим­няя природа», и натолкнуть детей на поиски своей темы и своего подхода к ее раскрытию. Поэтому учитель сразу же организует наблюдения детей, непосредственное восприятие ими живой приро­ды, которая их окружает (это и поможет выбрать конкретную тему сочинения), и направляет их на поиски текстов (поэтических, прозаических), где описывается зимняя природа.

Затем начинается актуализация, условно говоря, «зимнего словаря» учащихся. В первый раз дети назовут или запишут на страницах своего словаря те из «зимних слов», которые они вспомнят в связи с объявленной темой. На следующих уроках эти «зимние словарики» будут пополняться за счет тех слов, которые ученики найдут в результате своих наблюдений и чтения «зимних» текстов. Периодически на следующих уроках ученики делятся своими впе­чатлениями (это могут быть устные и письменные зарисовки), читают найденные тексты, говорят о том, что их привлекло в этих текстах, в частности, отмечают интересные повороты темы, основ­ную мысль автора, изобразительно-выразительные средства, отно­сящиеся к описанию неба, земли, снега, реки, деревьев и т. д. Найденные детьми «зимние» тексты учитель использует в самых различных целях (при опросе, закреплении и т. д.), а также мо­жет сделать предметом специального анализа. Начинается этап анализа текстов, когда ученики определяют тему текста, его основную мысль (она нередко прямо формулируется автором), стиль текста, его структуру; находят языковые средства, которые несут большую смысловую нагрузку в раскрытии замысла писателя. В этих же целях может быть использован любой текст из учебника и из дидактических материалов, который ученики могут воспри­нимать.

На «пути» к созданию своего текста-описания (по наблюде­ниям) могут быть использованы самые различные виды работ, например:

подробное изложение текста описательного характера;

творческий диктант по картине с задачей обогатить дик­туемый текст определенными языковыми средствами (наречиями, определениями и т. д.);

сочинение-описание (устное или письменное) изображенного на картине пейзажного характера;

сочинение (устное или письменное) на основе музыкальных впечатлений («Ноябрь», «Декабрь» П. И. Чайковского);

сочинение (устное или письменное) на основе телепередач, тематически связанных с описанием зимней природы;

редактирование (коллективное, самостоятельное) текстов- описаний с типичными недочетами (неконкретность впечатлений и наблюдений, наличие «общих мест» и «общих слов» типа «Птицы улетели», «Деревья в зимнем уборе», «Хорошо зимой!»; отсутствие

личностного восприятия или его недостаточное выражение'; не­последовательность в описании и др.).

Все эти виды работ тоже оцениваются учителем, хотя, как правило, носят обучающий характер, но главная самостоятельная работа впереди: выбор темы, определение замысла, сбор и отбор материала, его систематизация, определение последовательности описания и, наконец, его реализация —все это на завершающем этапе ученик делает сам, создавая первый вариант своего сочинения-описания. Чтобы облегчить создание учениками своего текста, важно уточнить речевую задачу, описать речевую ситуацию. Например: «Итак, каждый из вас должен что-то описать из того, что наблюдал, видел. Ваша задача — нарисовать словами карти­ну, чтобы читатель как бы мог увидеть все, что видели вы и о чем написали. Следовательно, постарайтесь создать художественное опи­сание. Это первая задача. А вот для кого мы будем описывать природу — для наших друзей, которые живут на юге, или для зна­комых-сибиряков, или для родных, живущих на севере, или просто для нас с вами, чтобы мы могли, собрав все сочинения в альбом «Зимняя природа, какой мы ее видим», узнать, кто как видит, чувствует, воспринимает нашу зимнюю природу,— давайте сейчас с вами решим. От того, для кого и для чего мы будем писать свои сочинения, многое зависит — вы хорошо это понимаете».

Аналогичная работа проводится и в связи с подготовкой уст­ных высказываний (сообщений, докладов, устных рассказов, репор­тажей и т. д.), но в отличие от методики, описанной выше, учитель использует соответствующие образцы устной речи. Только на этой основе можно проанализировать, и показать особенности звучащей речи, средства выразительности устной речи (гром­кость, основной тон высказывания, темп и т. д.), приемы подго­товки к высказыванию. Сейчас в распоряжении учителя имеется «звуковое пособие», в котором собраны образцы звучащей речи, живого слова (в том числе и детские).

Первые варианты сочинений учитель либо сам проверяет, либо организует взаимопроверку, когда ученики делают замечания, исправляют ошибки, дают друг другу советы о том, как можно улучшить прочитанный вариант сочинения. Все исправления уче­ники делают карандашом (как и обозначение ошибок) на полях работы. Это своеобразная редакторская и вместе с тем творчес­кая работа учащихся также может быть оценена учителем.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Новое о педагогике:

Подготовка учителя к использованию познавательных заданий историко-математического характера
Одна из возможностей формирования творческого мышления учащихся – развитие их познавательных способностей. Существенным педагогическим средством, направленным на развитие внутренней потребности интеллектуального роста, является использован ...

Средства, используемые при реализацииздоровьесберегающих технологий
Для достижения целей здоровьесберегаюших образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств: 1) средства двигательной направленности; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы; 4) факторы становления ц ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru