Обучение устной и письменной речи

Страница 6

Письменные изложения, которые обычно проводятся учителем-словесником, также оцениваются в соответствии с «Нормами оценки. . .» по тем же критериям, что и сочинения. Устные изложения (пересказы) учебных текстов оцениваются в соответствии с «Нормами оценки. . .» по критериям, указанным для оценки устных ответов по предмету.

Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике (по содержанию) делятся на две большие группы: сочинения на лингвистические темы (например: «Сравнительная ха­рактеристика слов зелень — зеленый — зеленеть», «Самая интерес­ная тема программы по русскому языку»[7:7], «Для чего нужно изучать фонетику» и т. д.) и сочинения на темы из жизни — на так назы­ваемые свободные темы (это наименование не совсем точно отражает существо дела, так как обычно ученику предлагается одна или несколько тем и он или совсем несвободен или относительно свободен в выборе темы)[1:286].

В современной школе сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя-словесника большое место, что объ­ясняется их широкими воспитательно-образовательными воз­можностями.

По типу создаваемых текстов различаются: а) сочинения, традиционно относящиеся к «школьным жанрам» — сочинения-повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения, рассуждения с элементами повествования, описания и т. д.; б) сочинения, близкие к тем ре­чевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике (хотя и они выполняются на школьном уровне): рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк (портретный), доклад и т. д.

По стилю различаются сочинения разговорного стиля (на­пример, рассказ о случае из жизни) и книжных стилей: делового (например, деловое описание), научного, учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газету, очерк), художественного (например, художественное описание при­роды) .

По источнику получения материала различаются сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведе­ний живописи, диа-кино-теле-фильмов, радио- и телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений и т. д. При этом, естественно, в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников получения материала.

К источникам другого(психологического) — ряда относятся память (сочинения на основе жизненного опыта, в основе которых лежат прошлый опыт, сложившиеся представления, приобретенные ранее знания и т. д.); восприятие (сочинения по наблюдениям, т. е. на основе специально организованного восприятия); вооб­ражение (сочинения по воображению, когда на основе имеющегося опыта создаются такие представления, образы, с которыми в жизни юный автор никогда не встречался: «Школа в будущем», «Я лечу на Луну» и т. д.).

По объему выделяются сочинения-миниатюры. Они отли­чаются небольшим сравнительно с обычными сочинениями объе­мом, который в большинстве случаев обусловлен конкретным «узким» характером темы («Осеннее небо сегодня», а не «Осень в нашем парке»), реже — композиционно-жанровыми особенностями сочинения (в частности, формой дневниковых записей, пейзажных зарисовок и т. д.). К сочинениям-миниатюрам предъявляются те же требования, что и к обычным сочинениям.

По осложненности дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическим, грамматическим (морфоло­гическим, синтаксическим), стилистическим и другими заданиями; сочинения по опорным словам и словосочетаниям.

Эти сочинения используются, как правило, на уроках родного языка для закрепления знаний, умений и навыков, полученных учениками при изучении материала основной программы

В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяются три этапа:

подготовка и организация сочинений;

их проверка и оценка;

анализ проверенных работ в классе.

I. Начиная подготовку, учитель прежде всего объявляет о теме (тематике) предстоящего сочинения и ставит перед соавторами определенные задачи (за 1—2 недели до написания работы). Допустим, школьникам предстоит описать зимнюю природу (описание природы предусмотрено программой VI класса). С самого начала учитель подчеркивает, что он указывает широкую тему — «Зимняя природа», но что каждый будет писать о чем-то очень конкретном и обязательно о своих впечатлениях и наблюдениях. Что же это за конкретные темы? Их примерная тематика (некоторые из формулировок навеяны строчками стихов и прозы писателей): «Прелесть утренней зимы» (Н. Асеев); «Все сегодня особенно мило мне» (Д. Костюрин); «Мороз и солнце! День чудесный!» (А. Пушкин); «Деревья в плену» (М. Пришвин); «Когда выпал первый снег .», «Идет снег. (снегопад)»; «Снег в декабре (сегодня в эти дни)»; «Зимнее небо»; «В метель»; «После метели»; «Внизу под моим окном»; «Раннее зимнее утро»; «Зимние сумерки»; «Какой я видел (а) зиму вчера на прогулке»; «Волшеб­ница-зима у нас в .»; «Зима в нашем лесу (парке, сквере)»; «О чем рассказали мне следы в снежном лесу»; «Ель (березка, сосна и т. п.) в зимнем лесу»; «Белая тишина»; «Снегири (дятлы, синицы .) в зимнем лесу (у меня на балконе и т. д.)»; «У птичьей кормушки»; «В новогоднюю ночь »; «И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла»; «Появились сосульки. . .» и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое о педагогике:

Средства формирования культуры личности подростка на уроках литературы
Нет сомнений, что система образования обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на ребенка. Ориентация российского образования на общекультурное развитие обучающихся, как известно, исторически является одной из его приорите ...

Развитие утомления при статических усилиях и силовой работе
Утомле­ние при статических усилиях наступает быстро, несмотря на кажущуюся иногда легкость упражнения. Так, напри­мер, весьма трудно простоять в положении полуприседа в течение 1—2 мин. Вис на перекладине, упор на брусьях, держание угла в ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru