Историко-эволюционная концепция развития человека

Новое в образовании » Развитие человека как научная проблема » Историко-эволюционная концепция развития человека

Сторонники историко-эволюционной концепции развития человека рассматривают онто­генез как процесс преобразования и воспроизводства человеком общественно-исторического опыта, культуры человечества и сво­их собственных свойств (физических данных, психофизиологи­ческих систем, темперамента, задатков, знаний, статусов, ролей и пр.). Такое преобразование и воспроизводство осуществляются человеком начиная с пренатального (внутриутробного) периода своей жизни. Уже тогда у него складывается специфически чело­веческая психика. Он рождается готовым к усвоению человече­ских форм поведения, речи, культуры и опыта человечества. При этом с самого рождения ребенок не только активно усваивает культуру и опыт, но также активно вплетается в этот опыт, в присущую только человеку систему социальных связей и изменя­ет ее и себя.

Для преобразования и воспроизводства ребенком культуры и себя самого важное значение имеют и богатство его жизненного опыта, и генетически заданные ему программы, и его органиче­ские особенности. Но влияние тех и других преломляется и осуще­ствляется через образ окружающей жизни. Образ жизни окружаю­щего ребенка социально-предметного мира предоставляет ему потенциальные возможности для развития. Реализуются же эти возможности в той мере, в какой сам ребенок воспринимает цен­ности, нормы, мотивы, выработанные обществом как субъектив­но значимые, как цель, ради которой он живет. Свой образ окру­жающего, своя система отношений и ценностей складываются у ребенка в процессе совместного с другими, прежде всего взрос­лыми людьми, бытия, через способы осуществления человече­ского содействия.

Coдействие с другими людьми и с собой как с другим рас­сматривается в историко-эволюционной концепции как важней­шее условие развития человека, его движущая сила. Признается, что оно движет развитие человека и тогда, когда является реальным процессом, и тогда, когда протекает в воображении, воспо­минаниях, грезах.

Coдействие ведет развитие ребенка от совместных со взрос­лыми актов поведения через подражание к самоконтролю поведе­ния, побуждаемому смыслообразующими мотивами. При этом, как правило, происходит переход человека с режима потребления, усвоения культуры на режим овладения ею, ради создания соб­ственного образа жизни.

Таким образом, онтогенез человека рассматривается в истори­ко-эволюционной концепции как процесс, органически связан­ный с его общественным существованием, но невозможный без собственной активности человека по усвоению как исторически сложившихся видов и форм деятельности, так и идеальных форм бытия, без осознания мира и самоосознания. Результатом развития с этих позиций является усиление чело­века как субъекта общественной и личной жизни, увеличение его вкладов в социогенез, ясное осознание и четкое формулирование жизненной концепции, целей и принципов жизни (т.е. смысла жизни). Историко-эволюционная объяснительная ориентация развития человека наиболее близка педагогической антропологии.

Новое о педагогике:

Педагогические цели
Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. Но у каждого учащегося есть своя цель обучения, свои методы и средства учения. Цели преподавате ...

Особенности социально-культурной среды современного российского села
Значительное влияние на жизнь человека оказывает окружающая среда, являясь главным фактором его воспитания, индивидуального развития, обучения, образования, социальной защиты. Специфика окружающей среды зависит от географического положения ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru