Методы исследования: анализ литературы, синтез, сравнение

Новое в образовании » Детско-подростковые клубы как часть системы дополнительного образования » Методы исследования: анализ литературы, синтез, сравнение

Страница 1

Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30- м годам двадцатого столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «праздное время в пользу употребленное «. Эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала постепенно развиваться в России.

Примерно с этого же времени начинает свой отсчет история детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины 2 для ее внука, будущего императора России Александра 1.

В середине 20-го века, интересные предложения по развитию внешкольной деятельности детей были высказаны Н.И. Пироговым. Он считал чрезвычайно полезным в учебных заведениях устраивать литературные беседы и тем самым способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся.

Формирование отечественной системы внешкольного образования детей.

Возникновение первых внешкольных учреждений для детей России связанно с именами С.Т. Шацкого и А.У. Зеленского. Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934 г.г.) стал известным педагогом – экспериментатором, автором многих трудов по проблемам воспитания .Свою педагогическую деятельность С.Т.Шацкий начал в 1905г. Среди детей и подростков рабочих окраин Москвы, где вместе с А.У.Зеленко и другими педагогами создал первые в России детские клубы. К весне 1906 г. Шацкий и Зеленко на базе приюта организовали культурно-просветительское общество «Сетлемент».

Общество ставило главной целью удовлетворение культурных и социальных потребностей детей молодежи малообеспеченной и малокультурной, части населения, фактически лишенной возможности получить школьное образование. Практическая работа с детьми основывалась на педагогической концепции, которую разработали члены общества. Эта концепция исходила из необходимости создания условия, которые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью. В обучении акцент был сделан на усвоение практических значимых для жизни детей знаний. Отношения между педагогами и детьми понималось как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавалось воспитанию у детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Необычным явлением для того времени была организация детского самоуправления. Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию - занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования. Вместе с тем они помогали организовать досуг детей, способствовали обогащению их коммуникативной деятельности. Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, а также новыми педагогическими взглядами на проблемы воспитания детей.

Целостность теории внешкольного образования в начале 22-го века обеспечивалась реализацией задач образования вне школы в появившихся своеобразных социально-педагогических комплексах (вольные школы, народные дома, исправительные учреждения, приюты, детские площадки, народные детские сады, летние колонии). Формы их самые разнообразные, общая их цель одна - организовать (по словам Н.К.Крупской) ребят на борьбу за новый быт, за окультуривание всей жизни, делать ребят участниками великой стройки.

Серьезную методическую помощь внешкольные учреждения стали получать от ученых. Народный комиссариат просвещения в своем ведении имел научно- педагогический институт по изучению детской игры, Институт методов внешкольной работы, Центральный институт детского коммунистического движения, Научно-исследовательский центральный дом художественного воспитания детей.

Картина развития внешкольного образования, внешкольной работы в 20-30-е годы была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Издавались детские журналы, где регулярно публиковались научно-педагогические и методические материалы по внешкольному образованию. Рост числа внешкольных учреждений потребовал усиления внимания к подготовке кадров внешкольных работников. Становление системы воспитательной деятельности внешкольных учреждений в 20-30-е годы было связанно с преобразованием экономических и политических основ жизни общества, ориентаций на связи воспитания с жизнью и трудом. Складывалась система управления и координации внешкольной работы, привлечение к ней общественных организаций – «Друг детей», «Служба здоровья», профсоюзов, комитетов комсомола и др. У истоков педагогики внешкольного воспитания стояли: Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.Н.Терский, Я.Корчак и др. ими были разработаны задачи и принципы внешкольного образования.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Особенности контроля и самоконтроля у детей с ЗПР
Э.М. Рутман, изучая отногенез саморегуляции, придает большое значение развитию регуляторных способностей ребенка. Подчеркивается, что усвоение новых знаний существенно зависит от темпов и уровней саморегуляции в начале школьного обучения. ...

Методика преподавания физики твердого тела
5. Анализ истории развития понятия в связи с историей общества; 6. Выявление роли и значения данного понятия в понятийном аппарате рассматриваемой физической теории; 7. Анализ методологического понятия в свете идей эволюции физической карт ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru