1.Профессиональное и гражданское самоопределение детей. Внешкольные учреждения создавали условия для выявления талантов, развития творческих способностей детей, определения их планов профессионального образования. Гражданское самоопределение, жизненная позиция воспитанников внешкольных учреждений вырабатывалась в многообразных практических делах: организация трудовых объединений, участие в природоохраняемых мероприятиях, проведение праздников и концертов для населения, участия в исследовательской работе и т.д.
2.Вторая функция связана с функцией профессионального самоопределения, но не тождественна ей. Во внешкольных учреждениях школьники получали образование, которое не могла им дать школа (не могла дать вообще или на желаемом уровне): эстетическое, техническое, спортивное, научное.
3.Третья функция - коммуникативная, создание условий для развития коммуникативных контактов на межличностном, межшкольном, межрегиональном и международном уровнях. Творческие объединения детей становились своеобразными клубами. Дружеские связи, возникшие в рамках этих клубов, нередко сохранялись долгие годы. Такие контакты обогащали опыт социального поведения школьников, ибо в школе и во внешкольном учреждении они играли разные социальные роли, был различным характер их взаимоотношений со сверстниками и педагогами.
4.Четвертая функция, которая появилась в процессе деятельности внешкольных учреждений - формирование духовного образа жизни. Участие в детских объединениях оказывало влияние на структуру свободного времени школьников, ибо всегда было связано и с самостоятельными занятиями дома, и с изменением содержания таких занятий( иной подход к выбору телепередач, книг и т.д.). Внешкольная деятельность детей влияет на круг их общения, на содержание личностно значимых проблем – иначе говоря, на всю систему духовных ценностей.
Оценивая данное направление работы внешкольных учреждений, следует иметь в виду, что полноценное развитие личности невозможно в рамках какого-то одного вида деятельности (например учебной), а предполагает сочетание разных ее видов, состав которых обязательно должна входить и досуговая деятельность.
В середине 80-ых годов во внешкольных учреждениях системы просвещения работали 135 тысяч педагогов, многие из которых сочетали эту работу с основной работой в ВУЗах, НИИ, на производстве, учреждениях культуры. Эти специалисты , работая с детьми , реализовывали свой личный потенциал, свои педагогические способности. Внешкольные учреждения обеспечивали их методическую подготовку к педагогической работе. Реализация методической функции внешкольных учреждений выражалась и в их педагогических инновациях. Нередко в практике работы внешкольных учреждений появлялись такие формы и методы педагогической деятельности, которые можно было использовать и в массовой школьной практике. К ним относятся различные виды дискуссий, интеллектуальных игр и другие интерактивные методы.
В 1984 году был принят пакет правительственных постановлений определивших основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. В этот пакет вошли постановления, раскрывающие основные направления реформы и определяющие пути развития отдельных подсистем образования ( дошкольных учреждений, средней школы, профессиональной школы).Специального постановления по вопросам работы внешкольных учреждений принято не было.
Таблица №1.
Этапы |
Характеристика целей и задач |
Годы |
Особенности развития учреждений |
1-й этап. Синкретизм. |
Дореволюционная эпоха. Отсутствие доминанты в социализации |
До 1917г. |
Разработка теоретических основ в создание первых экспериментальных детских внешкольных учреждений |
2-й этап. Становление |
Эпоха диктатуры пролетариата. Доминанта социализации-обучение, т к оснавная цель-ликвидация неграмотности. Задача-освоение образовательного минимума большинством населения |
С 1917 г. До нач. 30-х годов 20 в. |
Формирование государственной системы внешкольных учреждений, которые играли второстепенную роль. Поэтому имели возможность для относительно свободного и самостоятельного развития |
3-й этап. Зрелость. |
Тоталитарное государство. Доминанта-воспитание. Цель-формирование личности (активный строитель коммунизма, например). Задача-воспитание необходимых качеств заданного типа личности |
С нач. 30-х до середины 80-х годов |
Идеологизация системы внешкольных учреждений, которые были призваны помогать школе в решении задач воспитания Теряется самостоятельность учреждений |
4-й этап. Трансформация. |
Создание демократического государства. Доминанта-развитие. Цель-развитие возможностей личности. Задача- свободное движение личности по индивидуальной траектории развития к некой «индивидуальной планке» |
С середины 80-х годов |
Демократизация системы образования. Переход от внешкольных учреждений к учреждениям дополнительного образования детей. УДОД становятся одной из равноправных составляющих в системе непрерывного образования1 |
Новое о педагогике:
Использование графопроектора. Его преимущества перед традиционными
наглядными пособиями
Обеспечение наглядности как важной составляющей методики преподавания. Зрение - основной орган восприятия информации, поэтому одним из условий восприятия и запоминания материала в учебном процессе является соблюдение принципа наглядности. ...
Развлечение, как одна из форм организации
музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
Неотъемлемой частью повседневной жизни детей дошкольного возраста, независимо от того, что посещают они детский сад или нет, являются развлечения. Развлечение - одна из форм организации детей, которая преследует несколько целей: доставить ...