Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относится к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека.
Комплексные программы «Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Радуга» дают широкие возможности для ознакомления дошкольников с произведениями искусства, в том числе со скульптурой малых форм.
Основные цели в Программе «Детство» (работа коллектива кафедры дошкольной педагогики СПб ГПУ им. А.И Герцена: под ред. В.И. Логиновой.) - обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного. В программе «Детство», в соответствии ФГТ, выделено две части - основная и дополнительная. В основной части представлено содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям. В дополнительной части представлены программы, которые расширяют и углубляют основное образовательное содержание и позволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности.
В программе выделен раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки». Задачи раздела «Художественное творчество», в рамках которой происходит ознакомление дошкольников с произведениями искусства, в т.ч. со скульптурой малых форм:
- развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
- создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
- ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности;
- амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта;
- развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;
- воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
- создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира;
- формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».
В разделе «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» программы «Детство» выделены подразделы: «Рисование», «Аппликация», «Лепка». Содержание и особенности работы с детьми по приобщению их к искусству раскрываются в специальных методических пособиях. В программе «Детство» используются специальные методики разных авторов, например: И.А.Лыкова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и др. Анализ содержания раздела «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» и методических пособий по данной программе, в том числе ознакомление со скульптурой, выявил достаточно подробное раскрытие содержания этой образовательной области. Поквартально представлено содержание образования по обучению детей разным видам продуктивной деятельности. В подраздел «Конструирование» вошли виды работ, которые в других программах рассматриваются как художественный труд: работа с бумагой, тканью, природным материалом.
Программа «Детство» наполнена глубоким содержанием, направленным на развитие представлений, навыков, умений и отношений у детей в процессе приобщения дошкольников к изобразительному искусству: живописи, графике, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладному искусству, декоративно-оформительскому искусству. В программе указаны рекомендуемые произведения изобразительного искусства.
Новое о педагогике:
Трудности аудирования обусловленные условиями восприятия
Зависимость аудирования от условия восприятия определяется а) темпом речевого сообщения и б) количеством предъявлений аудиотекста в зависимости от его объема. Объективно заданный темп речевого сообщения определяет скорость и точность поним ...
Авторские образовательные технологии в обучении геометрии
Авторские технологии обучения математике появились в 80-х годах ХХ века. Их авторами, в основном, стали педагоги-новаторы представившие на общественный суд свой обобщенный педагогический опыт. Поражающие воображение своими результатами, эт ...