Школа, как и любое другое образовательное учреждение, - это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система. Будучи составной единицей муниципального, регионального и федерального образовательного комплекса, школа входит в более широкие образовательные системы. В то же время она является частью всей социальной системы. Связь школ с внешней средой двусторонняя. Каждая школа (образовательное учреждение) испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. Она как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться к тем или иным изменениям или, напротив, активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будет проявляться как адаптивная и адаптирующая система. Вместе с тем школа как система имеет свою внутреннюю среду. Это системы взаимодействия, например: учащиеся – учащиеся, учителя – учащиеся, учителя – родители и т.д. кроме того, это система взаимодействия, определяющегося направленностью целей и задач обучения, воспитания, развития, с одной стороны, и, с другой – адекватным содержанием образования, формами, методами и средствами.
Выделяется ряд функций сельской школы, выполняемые ею в развитии учащихся и взрослого населения села. Это:
1. Социально-экономическая функция. Подготовка кадров, прежде всего для сельского хозяйства, является значительным вкладом школы в работу по профессиональному и допрофессиональному становлению сельской молодежи. Серьезной проблемой этого направления в последнее время является потеря партнеров в лице базовых хозяйств, отсутствие или недостатки специальных учебных программ, программ подготовки кадров, нехватка сельскохозяйственной техники и инвентаря.
2.Селообразующая и селосохраняющая функция. Школа часто оказывалась основой сохранения села или деревни, не давала им исчезнуть с географической карты. Современные возможности школы по выполнению этой роли объективно сокращены как из-за общего ослабления школы и ее влияния, так и из-за сложного социально-экономического положения на селе.
3.Функция культурного центра. Сельская школа является традиционным носителем просвещения, «книжной культуры», средоточием образования и противостояния невежеству, бескультурью.
4.Функция содействия социальной мобильности. Традиционно с образованием в сельской школе была связана возможность людей подняться вверх по социальной лестнице. При этом проблема миграции, оттока сельского населения в города осложняла (и продолжает осложнять) социально-экономическую ситуацию на селе. В условиях современной деревни возможности социальной мобильности весьма ограничены.
5.Функция структурирования социального времени. В условиях недостаточно развитой сети учреждений дополнительного образования, центров, культуры и досуга сельская школа традиционно распоряжалась планированием очень большой доли времени учащихся. Для успешной реализации этой функции необходимы дополнительные средства и возможности: школа может и должна эффективно организовывать учебное и свободное время учащихся, участвовать в создании условий для досуга жителей села.
6.Функция воспроизводства и развития сельского уклада жизни. Школа выступает как носитель и хранитель духовных ценностей, фактор развития национального менталитета, а поэтому гуманитарная, культурно-просветительская направленность должна стать приоритетной в ее работе [30].
На сегодняшний день школа на селе является (в большинстве случаев) единственным интеллектуально – культурным центром села, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов на селе. В этих условиях структурно – содержательная реструктуризация деятельности сельской школы необходима как для устойчивого развития системы образования, так и для реформирования аграрного сектора страны.
Под реструктуризацией сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, понимается оптимизация региональной системы образования, обеспечивающая повышение качества образования за счет более эффективного использования материально – технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов общеобразовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации. Период 2002 - 2010 гг. является целью обеспечения доступности и достижения высокого качества общего образования для граждан, проживающих в сельской местности.
Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, направлена на решение таких важных вопросов как необходимость повышения качества образования сельских школьников, устранения противоречия между финансовозатратностью малочисленной сельской школы и низкой социальной эффективностью образования, которое она дает. Очевидно одно: чтобы обеспечить жизнеспособность села, нужно сохранить в нем школу. Не отрывать школу от населенного пункта, а максимально приблизить обучение к месту проживания учащихся.
Новое о педагогике:
Специфика средней ступени школьного обучения
В чем же состоит специфика средней ступени обучения? Какова динамика в развитии системы обучения иностранному языку на средней ступени? Между учащимися младшего подросткового возраста (10—11 лет) и подростками (12—15 лет) много общего, хот ...
Преемственность педагогических идей в концепции начального образования Л.Н.
Толстого
Очень интересен педагогический опыт работы средней школы № 31 города Тулы. Третий год эта школа - экспериментальная площадка, педагогический коллектив осваивает новую педагогическую технологию “Школа индивидуального выбора”, разработанную ...