Особенности организации и функционирования сельских школ России

Новое в образовании » Взаимодействие школы и социально-культурной сферы села » Особенности организации и функционирования сельских школ России

Страница 2

В рамках реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, можно планировать:

-создание сети базовых сельских школ, обеспечивающих более высокое качество знаний обучающихся, желающих получить среднее профессиональное и высшее профессиональное образование;

-создание центров и систем дистанционного обучения в сельских районах с экстремальными природными условиями и неразвитой транспортной сетью;

-создание комплексов, объединяющих общеобразовательные учреждения с образовательными учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования, а также объектами социальной сферы, расположенными в сельской местности;

-преобразование малочисленной начальной общеобразовательной школы в филиал общеобразовательного учреждения основного или среднего (полного) общего образования.

Основными направлениями реструктуризации сельских школ являются:

1) рост заработной платы педагогических работников, связанный с введением новых систем оплаты труда (НСОТ-I и НСОТ-II);

2) повышение эффективности расходования бюджетных средств путем введения нормативного подушевого финансирования;

3) повышение качества образовательных услуг путем введения единой независимой оценки качества образования;

4) создание условий для обучения, соответствующих современным требованиям, путем развития сети общеобразовательных учреждений;

5) обеспечение государственно-общественного характера управления образованием.

Основной целью этой программы государство выделяет качественное преобразование сельской школы, выход на иную (более высокую) ступень развития села, сельского социума в целом, помощь в развитии и возрождении.

Однако для сельской местности многие направления (из выше перечисленных) имеют не только позитивные стороны, но и отрицательные моменты. К основным отличиям сельских школ от городских относится малочисленность учащихся в школе, низкая наполняемость в классах. Поэтому введение подушевого финансирования может значительно ухудшить ситуацию образования в районах: миграция учителей в города или переход на иные виды работ (а ведь на сегодняшний день вопрос о нехватки высококвалифицированных специалистов и так является наиболее слабым звеном во всей системе образования на селе). Повышение уровня своей квалификации станет доступным лишь немногим учителям, да и желания совершенствоваться возникнет далеко не у всех.

Общее отношение к введению в старших классах профильного обучения у педагогов, родителей и учащихся является положительным. Однако при непосредственном переходе на профильность старших классов возникают определенные трудности для сельских школ, связанные со спецификой сельской среды (малочисленность учащихся, отсутствие специалистов по различным предметам и пр.). И в этом направлении модернизации образования прослеживается ориентация на средние городские школы (с большим количеством учащихся, с наличием всех специалистов).

Также необходимо учитывать и востребованность тех или иных направлений реструктуризации сети образовательных учреждений в сельской местности. Для развития сельского хозяйства страны совсем необязательно иметь высшее образование всему сельскому социуму. В этом и должна заключаться специфика модернизации сельских школ – тщательный подбор, отбор только тех образовательных программ и направлений, которые были бы направлены и на удовлетворение социальных, образовательных потребностей современного сельского школьника (в помощь определения будущего - получить такое образование, позволяющее одним поступать в вузы, мигрируя в города, а другим – ориентироваться на жизнь и работу в селе), сельского жителя, а также на развитие и становление всей сельской местности.

Важным фактором социально-культурной жизни села является организация взаимодействия школы и иных структур: если школа далека от волнующих людей проблем сельской жизни, она вряд ли может рассчитывать на активную поддержку людей. Там же, где школа проявляет не просто интерес, а принимает живое участие в их решении, создаются предпосылки для оказания помощи школе и ее подопечным. Такое взаимодействие со всеми структурами сельского социума дает прекрасное воспитательное пространство, наполняет его особой событийностью (сопроживанием, сопереживанием, общностью интересов, забот) всех участников совместной жизнедеятельности.

Так для повышения уровня образования привлекаются специалисты учреждений культуры, местного музея, местных жителей. Одной из форм взаимодействия сельской школы и сельских предприятий является ученическая производственная бригада, практика, сотрудничество осуществляется через совместную деятельность, проведение праздников и пр.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Современные подходы к проблеме учета индивидуальных особенностей личности ребенка
В педагогической науке индивидуализация определяется как "организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению". ...

Субъективные трудности, связанные с индивидуально-возрастными особенностями слушателей
Трудности аудирования, которые обусловлены индивидуально-возрастными особенностями учащихся, являются субъективными, в отличии от трудностей объективного характера, связанных с содержанием и структурой аудиотекста, а также условиями его во ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru