Образование является на селе важнейшим условием сохранения и развития культуры. И это, в первую очередь, определяется содержанием образования в сельской школе, где поддерживаются традиции местного населения, живущего в определенном регионе страны, его обычаи, наследие.
Сельская школа обеспечивает культурный процесс в своем поселении через организацию культурной деятельности детей, многие из которых после окончания школы остаются жить и работать в селе. Принято считать, что жители села (взрослые и дети), проживающие в относительно закрытой образовательной среде, вдали от культурных центров, не обладают культурными навыками, знаниями, опытом.
Инновационная деятельность сельской школы определяет не только культурную среду образовательного учреждения, но и способствует развитию культурной среды сельской семьи, других социальных институций – библиотеки, клуба, музея. В этой связи целесообразна постоянная работа по проектированию новой образовательной и культурной среды как многомерного пространства, адекватного становящимся потребностям детей и взрослых села. Преобразование среды определит иной культурный образ жизни школы и села и иной поселенческий уклад.
Наиболее продуктивным и тесным является взаимодействие сельской школы с окружающей средой через различные разновозрастные объединения детей и родителей, через различные формы сотрудничества с семьей. Сотрудничество семьи и школы – одна из «вечных» проблем в педагогике и решалась по-разному в различные исторические эпохи. Сегодня очевидно, что воспитать ребенка изолировано от общества нельзя. И хоть это общество и несовершенно, надо научить подрастающего человека оценивать и «фильтровать» социальные воздействия, принимать позитивное, отторгать негативное. В этом школе помогает семья.
Семья, имеющая детей и живущая в сельской местности, напрямую зависит от наличия в социальной инфраструктуре общеобразовательной школы. В условиях экономического упадка хозяйства, скрытой безработицы наличие школы является порой единственным сдерживающим фактором, позволяющим сельским жителям мириться с тяжелым положением и приспосабливаться к ситуации. Ведь именно семья определяет восприятие ребенком всех воздействий в микросоциуме – школы, улице, дополнительного образования, средств массовой информации… Школа же старается помочь родителям сохранить лучшие традиции семейного воспитания, вырастить ребенка на основе достижений отечественной педагогике. На эффективность учебного процесса существенно влияет и тот факт, что сельские учителя и родители связаны не только отношениями по поводу образования детей, но и соседско-бытовыми отношениями.
Реальные ожидания родителей от системы образования выражаются в том выборе дальнейшего образовательного пути, который они делают для собственных детей. Самые востребованные родителями сельских школьников профили обучения – физико-математический, социально-экономический и психолого-педагогический – превалирует представление о ценности классического образования. Предположительно у родителей нет ценности сельской жизни, образование они рассматривают как возможность для детей «вырваться» из села в поисках «лучшей жизни».
Сельская школа является во многих поселениях единственным образовательным учреждением на селе, где отсутствует возможность выбора другого образовательного учреждения. Поэтому становление ученика как личности, напрямую зависит от школы - от тех задач, функций и условий, создаваемые школой, от ее культурного содержания, социальных ролей, необходимы для развития не только учащихся, но и сельского населения.
Отметим, что сотрудничество школы и социально-культурной среды наиболее эффективно осуществляется через «открытость» образовательного процесса. Сама же система образования – непрерывный образовательный процесс, сопровождающий жителя сельской местности в течение всей жизни и включающий в себя весь воспитательно-образовательный потенциал сельской среды. Призванное на сегодняшний день дат человеку разностороннюю подготовку к жизни во всех ее проявлениях.
Школа на селе является «селообразующим» фактором. На практике известны случае, когда школа, благодаря ее активной работе с населением, спасла угасающую жизнь деревни. Поэтому реформаторы аграрного сектора должны помнить о том, что освоение земель, восстановление тех или иных отраслей сельского хозяйства, организацией новых форм сельскохозяйственного производства неразрывно связаны со школой. Она выступает важным фактором жизнеобеспечения сельской семьи, развитие сельскохозяйственного производства и стабилизации социальной жизни села. Школа для села является и основным культуросберегающим центром, главным образовательным институтом .
Новое о педагогике:
Развитие связной речи старших дошкольников при помощи системы мероприятий
Проведя констатирующий этап эксперимента, мы пришли к выводу, что необходимо с детьми, находящимися на среднем и низком уровне развития связной речи проводить более глубокую, целенаправленную и систематическую работу по развитию связных вы ...
Анализ развития творческих способностей на кружковых занятиях по вышивке
Во многом и в различной мере зависит от нравственного облика преподавателя, проводящего занятия, его знаний и умений, организаторских способностей, отношение к делу и ребятам, педагогического мастерства, такта и других качеств. В большинст ...