Проблема развития пространственных представлений у дошкольников в психологии

Страница 1

Воспроизведение чувственных образов восприятия приводит к возникновению новых своеобразных психических образований – представлений. Представление – это воспроизведённый образ предмета, который – на основе предшествовавшего сенсорного воздействия – воспроизводится в отсутствие предмета. Воспроизведённые образы памяти – представления являются ступенькой или даже целым рядом ступенек, ведущих от единичного образа восприятия к понятию и обобщённому представлению, которым оперирует мышление. Как общее правило, представления воспроизводятся не изолированно, а в связи с другими представлениями. Существенное место среди этих связей занимают связи ассоциативные. Они создаются прежде всего в силу пространственной или временной смежности (ассоциации по смежности в пространстве и во времени) (С.Я. Рубинштейн).

Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко определяют следующие этапы формирования восприятия пространства в раннем детстве:

I. Формирование механизма фиксации взора – в большинстве случаев у детей 3‑х месячного возраста.

II. Перемещение взора за движущимися предметами. Эта фаза по времени совпадает у разных детей с возрастом от 3‑х – 5‑ти месяцев. Таким образом, первоначально для ребенка пространство существует как видимая масса и вычленяющиеся из нее предметы.

III. Развитие активного осязания и развитие предметной деятельности (с середины первого года жизни). С этого момента элементы пространственного видения находятся в прямой зависимости от накопления двигательного опыта и процесса активного осязания. Среди движущихся объектов, находящихся в поле зрения ребенка, особое значение имеют движения самих рук ребенка и тех предметов, с которыми он манипулирует.

IV. Освоение пространства через ползание и ходьбу (вторая половина первого года жизни). А.А. Люблинская пишет: «Передвижение есть упражнение мышечного чувства, есть школа пространственного видения, развитие дробного анализатора пространства. Приближаясь к воспринимаемому предмету, ребенок практически осваивает удаленность и направление. Никаким иным способом человек не может познать расстояние, местоположение предмета относительно наблюдателя, как только движением рук, корпуса и передвижением».

Именно в этот период начинается формирование системного механизма восприятия пространства, являющегося целостным образом пространственных признаков и отношений предметов внешнего мира.

V. Появление отдельных умственных операций со словесным обозначением пространства в лингвистической картине ребенка. По исследованиям А.Н. Гвоздева, с появлением отдельных умственных операций со словесным обозначением пространства в лингвистической картине ребенка, на втором и третьем году жизни впервые начинают употребляться обозначения пространства, т. е. гораздо позже, чем обозначения самих предметов и их свойств. Причем, предлоги еще не применяются ребенком, хотя конструкция предложения как будто бы их предполагает.

К концу 2‑го года ребенок начинает использовать в своей речи двухсловные предложения, учится правильно понимать и произносить слова, а также строить предложения. Это–период повышенной восприимчивости ребенка к речи окружающих. Поэтому этот период называют сензитивным (благоприятным) для развития речи ребенка. Формирование речи в этом возрасте является основой всего психического развития. Если по каким-то причинам (болезнь, недостаточное общение) речевые возможности ребенка не используются в достаточной степени, то его дальнейшее общее развитие начинает задерживаться.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru