Проблемы пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях

Новое в образовании » Проблемы пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях

В процессе познания представления является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению. Поэтому проблема развития представлений, в том числе пространственных представлений является одной из важнейших. Психический процесс развития представлений рассматривался в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Талызиной, Е.А. Стребелевой, Б.Г. Ананьева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.

Мозговая организация речевых функций стала предметом изучения с середины XIX в. в работах П. Брока, К. Вернике. Организация речевой функции разносторонне освещена А.Р. Лурия в основах нейропсихологии (1973).

В исследованиях причин общего недоразвития речи существовали различные точки зрения: Р.А. Белова-Давид, Е.А. Кириченко утверждают, что недоразвитие речи является последствием «общеорганической интеллектуальной дефективности».

У Р.Е. Левиной – другая точка зрения: она говорит о том, что первичный речевой дефект, проявляющийся в выраженном недоразвитии речевой функции не означает, что уровень психического развития детей с данной патологией позволяет отнести их к категории умственно отсталых. Она рассматривала отклонения в развитии познавательной деятельности при выраженных нарушениях речи как вторичную задержку. Данное положение подтверждается в работах других исследователей (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, и др.).

Е.М. Мастюкова считает, что этот вопрос должен решаться дифференци-рованно, так как группа детей с нарушениями речи отличается многообразием форм.

Психология же детей с общим недоразвитием речи является одной из наименее разработанных отраслей специальной психологии. Традиционно речевые нарушения являлись предметом изучения логопедии.

Целью данной работы является изучение и конкретизация теоретической базы по проблеме развития пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.

Для этого определим, какие пространственные представления должен освоить дошкольник, рассмотрим направления психологических исследований по данной проблеме, рассмотрим процесс развития пространственных представлений у дошкольника в норме, определим особенности изучаемого процесса у детей с общим недоразвитием речи.

Новое о педагогике:

Сравнение звуков русского языка между собой и со звуками родного языка
Сравнение и противопоставление – это наиболее эффективные приемы дифференцированного усвоения различных звуков. Изучаемый звук можно сопоставить или с другим звуком русского языка, имеющим общие с ним признаки, т.е. оснований для сравнения ...

Общие особенности психического развития детей с общим недоразвитием речи
В предыдущей главе отмечалось, что процесс развития пространственных представлений зависит от физиологии ребенка: во-первых – от уровня развития и чувствительности анализаторных систем, во-вторых – от уровня развития речеслуховых систем, т ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru