В процессе познания представления является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению. Поэтому проблема развития представлений, в том числе пространственных представлений является одной из важнейших. Психический процесс развития представлений рассматривался в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Талызиной, Е.А. Стребелевой, Б.Г. Ананьева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Мозговая организация речевых функций стала предметом изучения с середины XIX в. в работах П. Брока, К. Вернике. Организация речевой функции разносторонне освещена А.Р. Лурия в основах нейропсихологии (1973).
В исследованиях причин общего недоразвития речи существовали различные точки зрения: Р.А. Белова-Давид, Е.А. Кириченко утверждают, что недоразвитие речи является последствием «общеорганической интеллектуальной дефективности».
У Р.Е. Левиной – другая точка зрения: она говорит о том, что первичный речевой дефект, проявляющийся в выраженном недоразвитии речевой функции не означает, что уровень психического развития детей с данной патологией позволяет отнести их к категории умственно отсталых. Она рассматривала отклонения в развитии познавательной деятельности при выраженных нарушениях речи как вторичную задержку. Данное положение подтверждается в работах других исследователей (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, и др.).
Е.М. Мастюкова считает, что этот вопрос должен решаться дифференци-рованно, так как группа детей с нарушениями речи отличается многообразием форм.
Психология же детей с общим недоразвитием речи является одной из наименее разработанных отраслей специальной психологии. Традиционно речевые нарушения являлись предметом изучения логопедии.
Целью данной работы является изучение и конкретизация теоретической базы по проблеме развития пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.
Для этого определим, какие пространственные представления должен освоить дошкольник, рассмотрим направления психологических исследований по данной проблеме, рассмотрим процесс развития пространственных представлений у дошкольника в норме, определим особенности изучаемого процесса у детей с общим недоразвитием речи.
Новое о педагогике:
Формирование у младших школьников навыков правильного произношения,
постановки ударения и интонации
Правильное произношение – необходимое условие успешного овладения языком. С первого года обучения следует развить у учащихся слухо-произносительные навыки, которые лежат в основе формирования всех видов речевой деятельности. Поэтому для 2 ...
Содержание проблемных ситуаций на уроках математики
А.М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как, «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия ...