Традиционный подход в проектировании содержания образования не обеспечивает в полной мере развития личности. Достижение личностной ориентированности затруднено существующими принципами формирования учебных планов и программ, определяющих содержание образования. Необходим переход к формированию вариативного содержания образования, что предоставит личности веер разнообразных специальностей.
Преодолеть структурную ограниченность учебно-программной документации возможно, придав ей гибкий блочно-модульный характер. При проектировании таких структур важно добиться автономности каждого блока, предусмотреть возможность замены или модернизации любого блока, а также присоединения новых блоков и модулей. Обучаемому следует предоставить возможность выбора дидактически автономных учебных блоков и комплексов, т.е. самостоятельного проектирования содержания своего образования, ориентируясь на разные варианты моделей учебно-программной документации, адекватных распространенным производственным технологиям. Акценты смещаются на самостоятельное и кооперативное учение.
Технологизация личностно ориентированного содержания образования предполагает специальное конструирование учебных текстов, дидактических материалов, форм контроля личностного развития учащихся.
Личностно ориентированное содержание образования помимо информационно-справочного, бесспорного учебного материала должно включать проблемные тексты, противоречивые сведения, неопределенные ситуации. И, конечно, важно, чтобы учебный материал помогал самообразованию: содержал указания, рекомендации, комментарии, смысловые таблицы, диаграммы, обеспечивающие самостоятельное понимание и усвоение содержания образования. Учебный материал должен включать предшествующий субъектный опыт обучаемого и предусматривать возможность его преобразования.
Важным концептуальным положением технологизации образования является предоставление обучаемому возможности выбирать содержание учебного материала. Необходимо также дать возможность выбора способа, технологии обучения.
Усвоение такого содержания образования приведет к отказу от постоянной в течение всего времени обучения групповой организации обучаемых, от жесткой регламентации времени занятий, усилит самоопределяющее начало обучаемых. Учебно-пространственная среда должна будет расшириться, стать открытой.
Существенно меняется позиция педагога. Роль преподавателя постепенно трансформируется в роль консультанта, наставника, учителя в буквальном смысле этого слова.
Важной особенностью личностно ориентированного образования станет отказ от традиционной методики обучения, имеющей рецептивный характер. Взамен должны прийти педагогические и психологические технологии, адекватные современным технологиям производства. В обучении акценты смещаются на саморегуляцию, самоуправление, самоконтроль и собственную активность обучаемых. Учащиеся инициируют и организуют процесс своего учения. При этом возрастает гуманистическая ценность самоопределения личности в ходе решения личностно значимых задач.
Исходя из выше указанных моментов, относящихся к содержанию образования учащихся V-VII классов, проведем анализ учебных программ образовательной области «Технология» с целью выявления их личностно ориентированной направленности.
Область «Технология» обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний и умений в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, о ведении домашнего хозяйства; воспитывает общественно ценные мотивы выбора профессии и трудолюбие, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности; содействует развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности, стремления к созиданию, проявлению индивидуальности у каждого обучающегося.
Решению этих задач, обеспечению качественного обновления и совершенствования трудовой подготовки школьников, исходя из новых образовательных потребностей России и международной практики, призвана способствовать программа «Технология».
Содержание программы «Технология» может изучаться в разном объеме в зависимости от варианта школьного учебного плана.
Углубленное и разноуровневое обучение по программе общеобразовательные учреждения осуществляют за счет использования времени регионального и школьного компонентов на их изучение. Школьным учебным планом устанавливается необходимое количество времени на общественно полезный труд, если он необходим, и другие компоненты углубленной трудовой и профессионально подготовки учащихся.
Исходя из этого, для организации целенаправленного процесса обучения учащихся V-VII классов сборке и отделке изделий из древесины нам необходимо проанализировать содержание обучения учащихся изготовления изделий из древесины. За исходными данными анализа обратимся к таблицам:
Новое о педагогике:
Характеристика учительства как профессиональной группы
Вопрос о роли личности учителя в педагогическом процессе всегда являлся одним из самых актуальных. Обозначившееся еще со времен Сократа в сфере философской мысли внимание к человеку, его личностному бытию никогда не ослабевало, а, напротив ...
Профессиональный опыт
Изучая проблему этапов профессионального пути, нельзя не затронуть вопрос о профессиональном опыте человека. Профессиональный опыт включает сложившиеся мотивационные установки и менталитеты, а также запас профессиональных знаний, умений (п ...