Анализ содержания обучения школьников в программах образовательной области «Технология»

Новое в образовании » Содержание, формы и методы обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины » Анализ содержания обучения школьников в программах образовательной области «Технология»

Страница 3

Анализ данных таблицы 2 позволяет сделать вывод, что содержание общетрудовой подготовки учащихся включает в себя шесть основных направлений (разделов): технология работ в крестьянском хозяйстве, техника в крестьянском хозяйстве, электротехнические устройства в быту , технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения, технология обработки ткани, пищевых продуктов с элементами машиноведения, творческий проект. Раздел «Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения» подразумевает еще два направления: технологию обработки древесины и технологию обработки металла. Все вышеперечисленные направления трудовой подготовки имеют внутриэтапную преемственность. Это позволяет последовательно знакомить учащихся с усложняющимися видами трудовой деятельности; формировать знания и умения по ручной и механической обработке различных материалов на налаженном оборудовании и налаженными инструментами и с самостоятельной наладкой оборудования, приспособлений и инструментов. В процессе сельскохозяйственных работ в V-VII классах особое внимание уделяется практической деятельности, где раскрываются основные требования современного сельскохозяйственного производства, агротехнические сведения об основных сельскохозяйственных культурах, что дает возможность готовить учащихся к доступному производительному труду.

В ходе электротехнических работ учащиеся V-VII классов получают элементарные навыки графической грамоты при составлении простейших электрических схем, изучают простейшие элементы электрической цепи.

На основе знаний, полученных в V-VII классах в процессе практических занятий у школьников вырабатываются умения выполнять некоторые доступные ремонтные работы в быту, швейные работы, необходимые для самообслуживания, производить переработку и заготовку сельскохозяйственных продуктов.

Таблица 3 Таблица основных направлений содержания профильного трудового обучения (VIII-IX классы)

Классы Раздел/часы

VIII

IX

Хранение и переработка сельскохозяйственных продуктов

18

Общественное производство и карьера

18

Сельский дом

14

Художественная обработка материалов

14

Домашняя экономика

20

Основы предпринимательства

20

Графика

34

34

Творческий проект

16

16

Итого:

102

102

На этапе профильного трудового обучения осуществляется подготовка учащихся по определенному профилю, что вплотную подводит их к освоению основных профессий современного производства. Основными разделами содержания профильного трудового обучения являются «Графика» и «Творческий проект». Изучение курса «Графика» развивает образное мышление учащихся, знакомит их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики, обучает рационально применять рабочие инструменты. Таким образом, образовательная область «Технология» обеспечивает полноценное развитие личности школьников с I по IX классы, знакомит обучающихся с достаточно широким кругом современных технологических знаний и умений, способствует их политехническому, экономическому и экологическому образованию, причем упор в ней сделан на развитие у них творческого потенциала и самостоятельности, становление и профессиональное самоопределение личности. Так как предметом нашего исследования является содержание обучения учащихся V-VII классов сборке и отделке изделий из древесины, то нам необходимо более глубоко рассмотреть содержание и структуру трудового обучения учащихся технологии обработки древесины на каждом этапе образовательной области «Технология». Содержание обучения технологии обработки древесины на этапе начальной трудовой подготовки представлены в таблице 4.

Таблица 4 Тематический план обучения учащихся технологии обработки древесины на этапе начальной трудовой подготовки

Класс

Тема

Опорные знания и умения

Практические работы

III

Технология обработки древесины. Изготовление изделий из деревянных полуфабрикатов

Древесина, ее виды и свойства (цвет, запах, твердость, текстура). Инструменты и приспособления для обработки древесины, безопасные приемы работы с ними. Способы разметки древесины и соединение деталей в изделие. Обработка деталей рашпилем и шлифовальной бумагой.

Изготовление изделий из деталей прямоугольно формы, не требующих строгания. Выбор материалов и инструментов, организация рабочего места.

Технология изготовления изделий из фанеры

Фанера, ее свойства и применение.

Устройство лобзика и безопасные приемы работы ним. Выпиливание по внешнему контуру.

Изготовление изделий выпиливанием из фанеры по внешнему контуру

IV

Технология изготовления изделий из пиломатериалов

Применение древесины и пиломатериалов. Общее знакомство с образцами изделий из фанеры, пиломатериалов, ДСП, ДВП. Устройство и приемы работы с инструментами и приспособлениями.

Пиление вдоль и поперек волокон, зачистка, отделка и соединение деталей.

Упражнения по работе с инструментами и приспособлениями при изготовлении изделий из древесины (полочек, подставок)

Выпиливание изделий из фанеры

Закрепление приемов работы лобзиком. Особенности выпиливания лобзиком по внутреннему контуру. Отделка изделия.

Упражнения по выпиливанию лобзиком по внутреннему контуру

Выжигание по дереву

Устройство выжигательного аппарата. Подготовка изделия к выжиганию: шлифовка, перенесение рисунка.

Приемы выжигания. Правила безопасной работы при выжигании.

Отделка ранее изготовленных изделий из древесины

Контурная резьба по дереву

Требования к древесине для резьбы по дереву. Организация рабочего места и приемы безопасной работы инструментами.

Основные приемы резьбы: прямая линия, волна, кривые линии.

Изготовление изделий с элементами контурной резьбы

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Оценка эффективности инновационного развития образования
Концепция инновационного развития образования Новосибирской области предлагает современные подходы к оценке качества и эффективности образования. В соответствии с такими подходами система оценки в большей степени опирается на качественные ...

Особенности развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР
Л.С. Выготский предложил гипотезу о локализации психических функций как структурных единиц деятельности головного мозга. Согласно его представлениям, каждая из высших психических функций связана с работой не одного мозгового центра и не вс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru