Главная роль в образовательном пространстве отводится школе, организации ее деятельности. Роль сельской школы в воспитательном пространстве определяется рядом существенных факторов и условий. Это тип самой школы, её специфика как образовательного учреждения, содержание и характер связи школы с социумом, целевые образовательно-воспитательные установки, ориентиры школы, а также педагогические традиции школы, района, области, кадровый педагогический потенциал. Это и географическое положение школы, отдаленность от городских, социально-культурных центров, средств сообщения, ведущий тип производства и хозяйствования в селе, где расположена школа. Различия условий, возможностей реализации воспитательного потенциала ведут к многообразию вариантов её воздействия на воспитательное пространство сельского социума и его функционирование.
Анализ проведенного исследования показал, что техническое и материальное состояние школ Назаровского района за последние годы улучшилось (37 % глав сельских советов, директоров школ). Практически во всех школах сел имеется канализация, спортивный зал, ведутся различные кружки, работает дом культуры, имеются необходимые учебные кабинеты. Очень радует, что из принявших участие в исследовании школ, 76 % имеют выход в Интернет, есть необходимое оборудование для обучения и развития детей (в большинстве случаев, благодаря национальным программам президента).
Однако по некоторым показателям произошло ухудшение. Основное - это снижение уровня образованности учащихся, слабое владение ими знаниями и умениями по основным школьным предметам. В ответах глав сельских советов выделено, что на сегодняшний день некоторые образовательные и культурные учреждения сел находятся в аварийном состоянии (30 %) (особенно начальные школы на отделениях – 60 %), требующие срочного ремонта. Помощь из краевого бюджета поступает лишь на нужды первой необходимости. А на местный бюджет приходиться рассчитывать не всем и не всегда. Это напрямую зависит от экономического уровня развития каждого села, наличием различных предприятий, частного предпринимательства, железной дороги и пр.
Заметно улучшилось финансовое положение школ района (табл. 4) и как следствие – материально оснащение, техническая база. Немалую роль в таком изменении сыграл начавшийся реализовываться Национальный проект РФ «Образование»
Таблица 4
Изменение финансового положения (школ) в образовании после 2001 года
(по результатам опроса глав сельских советов):
Стало лучше, % |
Стало хуже, % |
Не измени, % | |
Финансовое положение школы |
100 | ||
Материальное оснащение школы |
100 | ||
Качество образования |
40 |
20 |
40 |
Качество воспитательной работы |
40 |
60 | |
Работа с родителями |
10 |
10 |
80 |
Работа с местным населением |
20 |
20 |
60 |
Взаимодействие школы с др. учреждениями района |
50 |
50 | |
Трудовая подготовка школьников |
50 |
50 | |
Подготовка выпускников к поступлению в вузы |
50 |
50 | |
Обеспечение учебниками |
30 |
30 |
40 |
Материальная помощь малообеспеченным семьям |
40 |
20 |
40 |
Профилактика противоправного поведения учащихся |
50 |
50 | |
Помощь школе со стороны местных властей |
50 |
50 | |
Финансовое положение учителей |
60 |
40 | |
Престиж учительской профессии |
50 |
50 | |
Качество работы учителей |
30 |
70 |
Новое о педагогике:
Задачи работы по развитию речи в 1-ой младшей
группе детей дошкольного возраста
На третьем году жизни ребенка стоят задачи приучать понимать речь без наглядного сопровождения, расширять активный и словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками. Если в подготовител ...
Особенности и классификация самостоятельной работы учеников
из химии
Самостоятельная работа учеников на уроках проводится по специальному заданию. От цели, содержания, формы задания зависит характер деятельности школьников. Организовывая самостоятельную работу, учитель ставит разную цель учебы, развития и в ...