Диагностика общей культуры личности подростка

Исследование проводилось на базе МКОУ Дудаченской общеобразовательной школы Фроловского района. В исследовании участвовали 19 учащихся 9 класса.

Работая над изучением данного вопроса в практической части исследования, мы не нашли единой методики диагностики общей культуры подростков и применили:

1) адаптированный вариант методики ценностных ориентаций М. Рокича (тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека), т.к. система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни»;

2) сокращенный вариант методики «Пословицы» (разработана С.М.Петровой), цель которой состоит в определении уровня нравственной воспитанности учащихся и выяснении особенностей ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе;

3) изучение творческих работ учащихся – содержание сочинений с целью определения формирования морально - этических идеалов.

Метод ценностных ориентаций М. Рокича.

Ход проведения. Испытуемым предлагалось ранжировать (пронумеровать) 18 ценностей-целей в порядке убывания значимости их для собственной жизни. При этом после прочтения перечня всех 18 ценностей-целей учащимся было предложено выбрать сначала три ценности, которые являются самыми главными в их жизни, присвоив им 1-е, 2-е и 3-е места, затем из оставшихся ценностей-целей выбрать две, стремление к которым, по их мнению, не имеет смысла, и присвоить им 17-е и 18-е места. И после этого распределить места оставшихся ценностей в порядке убывания предпочтения.

Исследование проводилось с использованием бланков и было анонимным. Ваши ценностные ориентации.

Методика обработки. При обработке полученных данных, кроме качественного сравнения (индивидуального восприятия), использовался количественный анализ, в котором учитывались две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1-м, 2-м, 3-м местах в индивидуальных анкетах (то есть ценности, являющиеся самыми главными в жизни конкретного человека), и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека (существование ради которых просто недостойно).

Данные бланков отдельной выборки (класса) сводились в таблицу.

Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых ценностей-целей при подсчетах в классе приравнивалось к 100 %, и по количеству выборов, сделанных учащимися, находился процент каждой ценности-цели по формуле:

Цi (%) = (Ri / 3n) ´ 100 %,

где Цi (%) – процентное содержание выборов i-той ценности;

Ri – суммарное количество выборов i-той ценности;

n – объем выборки (количество учащихся),

3 – коэффициент, связанный с тремя позитивными выборами одним учащимся.

Таким же образом определялось процентное содержание отвергаемых ценностей-целей (соответственно вводился коэффициент 2), которым присваивались 17-е и 18-е места.

Сокращенный вариант методики «Пословицы» (разработана С.М.Петровой).

Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 30 пословицами (см. Приложение В). Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:

- 1 балл – согласен в очень незначительной степени;

- 2 балла – частично согласен;

- 3 балла – в общем согласен;

- 4 балла – почти полностью согласен;

- 5 баллов – совершенно согласен.

Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «в» и отдельно по ответам «г».

Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «г», тем он ниже.

Новое о педагогике:

Этапы разработки педагогических тестов
Принцип системности предполагает последовательную организацию всей работы по созданию тестов. При этом может оказаться полезной уточнённая концепция автора поэтапного становления тестового педагогического процесса. В прежних вариантах было ...

Содержание обучения чтению
При постановке коммуникативной задачи нужно конкретизировать, уточнить и сформулировать ее с уче­том функции чтения, которая реализуется в данном случае, и поэтому учитель должен осознавать, где и когда может быть использована извлеченная ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru