Несмотря на (описанное выше) финансовое улучшение школ, педагоги и директора отметили, что удовлетворенность условиями, имеющимися на сегодняшний день в школе, для творческого развития детей на селе низкая. Также болезненной проблемой является нехватка кадров на селе: более 50 % преподавателей – учителя предпенсионного или пенсионного возраста, которые редко применяют при работе новые технологии, модели обучения, техническое оборудование. Не все проходят необходимые курсы повышения квалификации…
Анализ ответов педагогов и родителей об основных целях школы, которые являются важными и целях, которые реализуются, показывает разногласия между этими ответами. Показатели педагогов о целях, которые реализуются в школах, значительно превышают показатели родителей (все цели реализуются более чем на 50 %). Возможно это связанно с неосведомленностью родителей о всей деятельности школы, а возможно и с не вполне искренними ответами педагогов (желание представить ситуацию деятельности школы в лучшем образе).
Ответы о наиболее важных целях школы совпадают и у педагогов, и у родителей (что подтверждает действительную важность этих целей, говорит о вдумчивых и осознанных ответах взрослого населения сел). Это формирование потребности и желания продолжить образование детей, это предоставление школой качественного образования, хорошего знания. Также отмечается важность физического развития детей, сохранение их здоровья (см. Приложение 1, табл. 8, 9).
На сегодняшний день в 2/3 школах имеются спортивные команды, в которых участвуют 38 % учащихся старших классов. Занятия в спортивных секциях пользуется наибольшей популярностью у подростков. 56 % учащихся указали на наличие в школах самоуправления, а реально участвуют в нем 33 % опрошенных. Обязательная практика и губернаторский отряд имеется в 51 % школ, принимают же в них участие 37 % учащихся. Редко встречающейся является форма школьного лесничества, профильных лагерей и производственных звеньев.
К сожалению, в школах села слабо развита связь с вузами, обучение на заочных курсах, редко совсем проводятся экскурсии, совместные поездки. Как выделяют сами ребята – мало возможностей для дополнительного образования кроме обязательных предметов. (Спортивный кружок есть, а английский не везде, как и психологические курсы и пр.).
Отвечая на вопрос: Что тебе особенно нравится в школе? Большинство учащихся ответили – друзья, учителя и питание в столовой (что особенно приятно узнать после осеннего скандала 2007 года с отравлением учащихся по России).
А вот ответы на вопрос: Что бы ты хотел изменить в своей школе? – касались, в основном, бытовых вопросов: увеличить саму школу, улучшить помещение спортзала, столовой; построить бассейн. Обратить внимание на дисциплину школьников на уроках, предоставить возможность обучаться по интересующим дисциплинам (психология, право и пр.).
По ответам респондентов хорошо прослеживается недостаток материальных, кадровых ресурсов в сельских школах района (да и всего Красноярского края) – в одних школах нужен учитель английского языка, литературы, в других необходим профессиональный информатик, биолог и химик и пр. Также выводы о нехватке высококвалифицированных специалистов можно сделать и исходя из социально-культурных потребностей школьников - повышенный интерес учащихся в получении более качественного образования основных предметов, введение дополнительных дисциплин, профильной направленности по психологии, вычислительной техники, юриспруденции и пр.
Не так давно в школах России стали вводиться профильные классы – углубленное изучение наиболее близкой и планируемой с будущей профессией сферы обучения для учащихся старших классов. Такая система является подготовительным этапом при поступлении в вузы, техникумы.
В настоящее время сельские школы Красноярского края еще не все перешли на систему профильного обучения. Это связанно и с нехваткой кадров, специалистов по отдельным предметам, и с недостаточным оборудованием, и с малочисленностью учащихся в деревнях (сложно разделить класс из 15 человек на два или три класса по профилям) и пр. В Назаровском районе лишь половина школ сегодня обучает старшие классы по профильной программе.
Зато отношение к введению профильной подготовки у учителей, учеников и родителей является позитивным; считают, что эта форма обучения открывает больше возможностей для дальнейшего обучения и определения жизненного пути.
Новое о педагогике:
Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Розой Евгеньвной ...
Опоры и ориентиры для преодоления трудностей аудирования
Для преодоления трудностей аудирования объективного характера (наличных в аудиотексте) необходимо выходить из факторов, которые облегчают восприятие речи на слух. Первую очередь это ритмика, паузация, мелодичность и логическое ударение (эт ...