Таблица 1 Таблица основных направлений содержания начальной трудовой подготовки (I-IV классы)
I |
II |
III |
IV |
Работа на приусадебном участке | |||
6 |
6 |
6 |
6 |
Обработка материалов. Элементы техники | |||
48 |
36 |
26 |
26 |
Основы электроники | |||
– |
– |
10 |
– |
Работа с электронными устройствами | |||
– |
– |
– |
10 |
Работа на приусадебном участке | |||
8 |
10 |
10 |
10 |
Творческий проект | |||
– |
14 |
14 |
14 |
62 |
66 |
66 |
66 |
Анализ этапа начальной трудовой подготовки, представленного в таблице 1, позволил нам установить содержание обучения учащихся на данном этапе в образовательной области «Технология». Подготовка младших школьников к труду строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения. Каждый модуль представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством. Так раздел «Работа на приусадебном участке» включает в себя модули: «Выращивание садово-огородных и цветочно-декоративных культур», «Уход за домашними животными». Раздел «Обработка материалов» состоит из модулей: «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами», «Работа с природными материалами», «Обработка древесины», «Обработка металла». Разделы «Основы электротехники» и «Работа с электронными устройствами» предусматривают изучение модуля «Работа с электротехническими и электронными устройствами».
Таким образом, мы видим, что на протяжении всего этапа начального трудового обучения непрерывно изучаются два вида трудовой деятельности: сельскохозяйственный труд и обработка материалов. Знакомство с электроникой и работа с электронными устройствами ведется на данном этапе только в III-IV классах.
В I-IV классах учащиеся знакомятся с миром труда, получают первоначальную общетрудовую подготовку и элементарные навыки труда в сельском хозяйстве и быту. На этом этапе закладывается база для изучения на следующей ступени трудового обучения общих основ производства, и решаются такие задачи как: формирование элементов обобщенных технико-технологических знаний; формирование начальных общетрудовых умений (преимущественно ручного труда), основ трудовой культуры; развитие творческих возможностей учащихся, элементов технического мышления, конструкторских способностей; воспитание честности, порядочности, ответственности, самостоятельности, инициативности.
Перечисленные задачи решаются в комплексе во время бесед, наблюдений, опытов, упражнений, выполнения практических заданий по изготовлению изделий.
Таблица 2 Таблица основных направлений содержания общетрудовой подготовки (V-VII классы)
V |
VI |
VII |
Технология работ в крестьянском хозяйстве | ||
18 |
18 |
18 |
Электротехнические устройства в быту | ||
8 |
6 |
6 |
Техника в крестьянском хозяйстве | ||
6 |
8 |
8 |
Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения. Технология обработки ткани, пищевых продуктов с элементами машиноведения. | ||
20 |
20 |
20 |
Творческий проект | ||
16 |
16 |
16 |
68 |
68 |
68 |
Новое о педагогике:
Функции и виды контроля при обучении иностранному языку
Поскольку функции контроля, рассмотренные выше, по своим наименования соответствуют общедидактическим, то целесообразно рассмотреть их проявление в обучении иностранному языку. Обучающая функция характеризуется серьезными отличиями от анал ...
Классификация методов воспитания
Методы воспитания «трудных» детей В.А. Сухомлинский писал, что трудные дети – это такие, на которых нельзя воздействовать общепедагогическими методами. Обычные методы воспитания, эффективные для большинства детей, к трудным детям применять ...