Разработка программы факультатива "Самостоятельный поиск работы выпускника школы" для учащихся 11-х классов

Новое в образовании » Разработка программы факультатива "Самостоятельный поиск работы выпускника школы" для учащихся 11-х классов

Важнейшая задача школы — формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать.

Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов.

В современной системе профильного обучения большая часть выпускников, так или иначе, самостоятельно или под руководством взрослого, выбирает направление своего будущего профессионального пути к 10-11 классу. И вот он ли она решили стать врачом (юристом, дипломатом, учителем, технологом и др.). Вступительные испытания в вузы пройдены, они становятся студентами.

Но если вначале семидесятых студент мог, пусть и весьма скромно, но всё-таки жить на свою стипендию, в данное время стипендиальные выплаты настолько скромны, что считать их значительной материальной поддержкой для молодого человека просто невозможно. Так же число бюджетных мест в высших учебных заведениях, к сожалению, невелико. Поэтому больший процент выпускников школ продолжает своё обучение на договорной, то есть коммерческой, основе. В связи с этим родители студента зачастую не могут далее обеспечивать ему прежний уровень жизни, как-то: покупка модной одежды, посещение развлекательных мероприятий (концертов, клубов и др.), приобретение косметики, компьютерной техники, поездки в отпуск и так далее.

Материальные взаимоотношения с отпрыском-студентом во многих случаях сводятся к обеспечению тем, без чего витально невозможно обойтись: крыша над головой, еда, минимум одежды, проездной билет. Если студент желает получить что-то сверх этого – встаёт вопрос о поиске возможности заработать самостоятельно.

У некоторых вчерашних школьников потребность в самостоятельном заработке появляется уже в первые месяцы после окончания школы. Более того, отдельную категорию выпускников, нуждающихся в заработке, составляют обучающиеся, по каким-либо причинам не поступившие в ВУЗы и СУЗы. Так, в 2009-2010 г. за помощью в поиске работы в Мурманский областной центр занятости обратилось 103 выпускника данной категории из разных школ города Мурманска.

Вопрос поиска возможности заработать – неотъемлемая составляющая жизни любого молодого человека. Причём, во временном или постоянном трудоустройстве, с частичной или полной занятостью нуждаются все четыре категории вчерашних школьников:

- студенты дневных отделений ВУЗов и СУЗов,

- студенты вечерних и заочных отделений,

- выпускники, по тем или иным причинам не поступившие для продолжения образования в учебные заведения профессиональной направленности,

- студенты, отчисленные из ВУЗов и СУЗов или находящиеся в академическом отпуске по семейным обстоятельствам.

Хорошо, если на помощь приходят родственники, знакомые, старшие друзья. Гораздо труднее устроиться на работу самостоятельно. Но и в первом, и во втором случае нужно не только достойно представить себя, составить резюме, но и быть готовым к тому, что соглашаться в большинстве случае придётся на работу официанта, промоутера, дворника, разносчика газет, продавца, санитара и пр. То есть заниматься так называемым неквалифицированным трудом. Вот тут-то и возникает противоречие между профессиональным самоопределением, которому так много времени уделялось в школе, и объективной действительностью, к которой выпускник 11-го класса оказывается не готов.

В сентябре 2009 г. нами был проведён соцопрос, в котором принимали участие 28 обучающихся 11-х классов МОУ г. Мурманска гимназии № 8, 24 обучающихся 11-х классов МОУ г. Мурманска гимназии № 2, 37 обучающихся Мурманского политехнического лицея (всего опрошено – 89 человек). На вопрос, собираются ли они устроиться на работу в первые месяцы после окончания школы, «да» ответили 15 человек, что составляет 13,4 % от общего числа участников опроса, через год после окончания школы собирается работать – 31 человек (26,7 %), через два или три года собираются приступить к работе 25 человек (22,3%), 18 одиннадцатиклассников собираются начинать трудовую деятельность после получения профессионального образования. На вопрос о том, было бы полезно, ещё обучаясь в школе, овладеть знаниями о том, как в будущем устроиться на работу, 89,9 % опрошенных ответили утвердительно.

Так же нами было проведено социологическое исследование в форме опроса среди студентов дневного отделения Факультета мировой экономики и международных отношений ФГОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет».

Из 139 студентов, участвующих в опросе, 106 (77 %) оцениваю уровень знаний, полученных ими в школе в области возможностей будущего трудоустройства, путях и методах успешного поиска работы как недостаточный. Из 47 студентов, имевших на момент проведения опроса опыт неудачного трудоустройства, 87% считают, что если бы они обладали достаточным уровнем знаний о технологиях трудоустройства, правилах самопрезентации и составления резюме, а также ведения телефонных переговоров и личных собеседований с работодателем, то им бы удалось получить желаемую работу.

Встаёт вопрос о необходимости создания программы подготовки выпускника к самостоятельному поиску работы, актуальность разработки которой подтверждается спецификой самой современной действительности. Реализация данной программы в рамках факультатива для обучающихся 11-х классов не только поможет им овладеть современными технологиями поиска работы, но и поможет сформировать позитивное отношение к труду, установить позитивные взаимоотношения с членами трудового коллектива, с уверенностью смотреть в своё «взрослое» будущее.

Цель исследования заключается в разработке программы факультатива «Основы самостоятельного поиска работы выпускника школы» для общеобразовательных учреждений.

В работе были поставлены следующие задачи:

Провести анализ литературы по исследуемой теме;

Разработать программу факультативного курса «Основы самостоятельного поиска работы выпускника школы» для 11-х классов;

Апробировать программу разработанного факультатива;

Провести анализ и синтез теоретической обобщенности результатов исследования.

Объектом исследования выступает факультативная подготовка учащихся общеобразовательных школ.

Предметом исследования является процесс разработки программы факультативного курса для общеобразовательных учреждений « Самостоятельный поиск работы выпускника школы».

Гипотеза исследования заключается в том, что если в педагогическую практику общеобразовательных школ ввести факультатив « Самостоятельный поиск работы выпускника школы», то учащиеся будут иметь более высокий уровень знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска работы в будущем.

Основными методами исследования стали: изучение и анализ литературы по теме исследования, наглядные методы, практические методы, анализ и синтез теоретической обобщенности результатов исследования.

Исследование проводилось в 3 этапа:

1 этап – теоретический – был посвящен определению проблематики, поиску и анализу литературы по теме, формулировке целей, задач и гипотезы, отбору методов исследования;

2 этап – экспериментальный – был связан с разработкой самой программы факультативного курса «Основы самостоятельного поиска работы»; проведением экспериментальной работы, количественным и качественным анализом данных;

3 этап – обобщающий – включал формулировку выводов, рекомендаций, а также техническое оформление работы.

Теоретическая значимость работы состоит в обобщении и структурировании накопленных в литературе сведений по теме дипломного проекта.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования позволяют выяснить, что реализация предлагаемой программы на практике позволяет повысить уровень знаний, умений, навыков выпускников школы в области подготовки к самостоятельному поиску работы. Материалы эксперимента могут быть полезны учителям технологии, педагогам дополнительного образования, сотрудникам социально-воспитательной службы, студентам педагогических вузов.

Цель современной школы - развитие личности учащегося, формирование его ценностного сознания. Ее невозможно достичь без ориентации подростков на значимые для него ценности, без развития духовного мира школьника, его нравственной и эстетической воспитанности.

Полноценная познавательная деятельность школьника выступает в обучении главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости.

Дополнительное образование в школе, а значит, и наличие факультативных курсов позволяет, во-первых, создать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ученика фон усвоения различных направлений стандарта общего образования и, во-вторых, предметно ориентировать его в таких областях деятельности, которые будут содействовать определению его жизненных планов.

Новое о педагогике:

Реформирование до перестройки
Реформирование российского образования происходило постоянно с конца 50-х годов XX века. Оно официально объяснялось самым благовидным образом. Однако заявления реформаторов о благодатных целях реформ и ход реформирования не совпадали. Нель ...

Школа как образовательный институт
Образовательное пространство является одной из основных составляющих социальной среды человека, оказывая значимое влияние на его становление как личности. Важным является организация образовательного процесса, содержание деятельности образ ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru