С 1967 года были предложены факультативные курсы двух видов:
1. Дополнительные главы и вопросы систематических курсов основ наук, изучаемые параллельно с занятиями по основному учебному предмету;
2. Специальные курсы, развивающие и дополняющие отдельные разделы систематических курсов основ наук.
Факультативные занятия первого типа проводились одним из учителей соответствующего предмета по основному учебному плану, а дополнительный материал изучается синхронно с прохождением основного материала.
Однако это не означало, что на таких занятиях и обычных уроках изучается один и тот же материал: содержание их различно, но круг рассматриваемых проблем существенно не расширялся. Считалось, что такие занятия будут иметь большое значение для выявления и постепенного развития способностей учеников, обнаруживающих повышенные успехи в изучении того или иного предмета.
Для более подготовленных учащихся, чьи интересы и способности в основном уже определились, были предусмотрены специальные факультативные курсы, которые должны были значительно расширить круг научных и прикладных знаний, полученных учащимися при изучении соответствующих учебных предметов. Изучение всех специальных факультативных курсов после изучения на занятиях по основному учебному плану вопросов, развитием которых они являются.
В средней школе также были также предусмотрены факультативные курсы в форме специальных практикумов, например, по электротехнике, металлообработке, изучению автомобиля, техническому черчению, агротехнике полевых культур, стенографии и т.д.
Считалось, что такие практикумы должны способствовать углублённой трудовой политехнической подготовке учащихся, сознательному выбору ими профессии после окончания школы. Также предусмотрена возможность проведения факультативных занятий и по предметам, не входящим в учебный план школы: художественно-эстетического, психолого-педагогического, гигиенического направлений.
С 1970 года были организованы факультативные курсы следующих типов:
1.Систематические курсы, целью которых было углубление теоретических знаний учащихся и практической подготовки, полученных в основном курсе, с которым данные факультативы согласованы тематически и во времени.
2. Специальные курсы (спецкурсы), тематика которых связана лишь с некоторыми разделами основного курса.
3. Прикладные факультативные курсы, которые связаны с основным курсом и знакомят учащихся с применением теоретических знаний на практике.
В 80-х годах была принята следующая классификация факультативных курсов:
1. Факультативные курсы повышенного уровня, целью которых было углублённое изучение содержания основного курса.
2. Специальные курсы (спецкурсы), на которых углублённо изучаются только отдельные разделы, темы основного курса или некоторые не входящие в программу разделы науки.
3. Прикладные факультативные курсы. Они связаны с развитием интересов к современной технике и производству.
4. Межпредметные факультативные курсы, при изучении которых используются сведения из 2-3 предметов.
М.А. Прокофьев предлагает следующую классификацию факультативных курсов:
1. Курсы, углубляющие основной материал школы (т.е. систематические курсы);
2. Внепрограммные факультативные курсы (т.е. спецкурсы);
3. Факультативные курсы, ориентированные на применение знаний на практике (т.е. прикладные);
Новое о педагогике:
Проблема творческого
развития человека
Немало впечатлений может дать и дает деятельность учителя. В физике, например, нередко говорят: “Красивое, изящное решение или доказательство”, понимая под этим его простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония. Оно пр ...
Специфика средней ступени школьного обучения
В чем же состоит специфика средней ступени обучения? Какова динамика в развитии системы обучения иностранному языку на средней ступени? Между учащимися младшего подросткового возраста (10—11 лет) и подростками (12—15 лет) много общего, хот ...