Использование видеофильма развивает различные стороны психической деятельности учащихся, в первую очередь, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера коллективной познавательной деятельности. При просмотре фильма ученику приходится приложить определенные усилия чтобы понять его содержание. Таким образом, непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование разных каналов поступления информации (слуховой, зрительный, моторное восприятие) влияет на прочность запоминания материала. Психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся (управление вниманием каждого учащегося и групповой аудитории, влияние на объем долговременной памяти и увеличение степени запоминания, эмоциональное воздействие на учащихся и повышение мотивации обучения) способствуют улучшению учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции.
Восприятие речи на слух является перцептивной, мыслительно мнимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения ряда логических операций, таких как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и других. Определяя сущность восприятия (слухового и зрительного), нужно различить два понятия: восприятие – процесс выделения и усвоения различительных признаков (то есть формирование образа) и узнавание – опознание уже сформированного в мозге образа в результате сравнения его с эталоном.
Анализируя особенности опознавания, психологи указывают на то, что в большинстве случаев оно не является развернутым сознательным действием; если такое действие и возможно, то оно наблюдается на стадии формирования образа. По мере ознакомления с материалом процесс опознавания меняется, оно осуществляется мгновенно с помощью необходимых признаков. Если этих признаков недостаточно, то восприятие принимает развернутые формы и переходит в сознательное перцептивное действие. В процессе языкового общения преобладает симультанное узнавание, хотя элементы последовательности не исключаются. Наличие и развернутость логических операций, перечисленных выше, зависит от типа понимания: опосредованного или непосредственного. Последний характеризуется сокращенностью мыслительных операций. Установлено, что навыки аудирования вырабатываются быстрее, когда звуковые и зрительные каналы поступления информации используются вместе. Это облегчает восприятие звучащей речи и позволяет судить о сказанном полнее, чем при раздельном поступлении сообщений.
При аудировании зрительный анализатор облегчает восприятие и понимание речи на слух. В связи с этим преподаватель имеет возможность: 1) создавать на учебных занятиях иноязычную языковую среду, превосходящую по отдельным параметрам естественную речевую среду, так как в отличие от последней, первая имеет спланированную и запрограммированную структуру; 2) интенсифицировать учебный процесс, сочетая форму, организацию, темп занятий и слухо-зрительные воздействия на учащихся с реальными возможностями студентов воспринимать и перерабатывать учебную информацию; 3) эффективно реализовать принципы воспитывающего обучения, так как телеэкран позволяет сделать процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным, поскольку информация с помощью видео подается на двух планах: сенсорном и субсенсорном; 4) контролировать восприятие и усвоение информации, вносить свои коррективы в процесс обучения с помощью видео.
Такие зрительные опоры, как органы речи, жесты, мимика, кинемы и другие подкрепляют слуховые ощущения, облегчают внутреннее проговаривание. Демонстрация художественного фильма в полном объеме является громоздким и неэффективным путем обучения. Показ полнометражного фильма ведет к тому, что не фильм приспосабливается к учебному процессу, а учебный процесс "подгоняется" к работе над фильмом.
Особое внимание уделяется упражнениям психологической подготовки восприятия информации, развитию умения анализа языковой информации, а также на совершенствование репродуктивной и продуктивной речевой деятельности школьников. Большое значение имеют такие индивидуальные особенности учащегося, как его находчивость и сообразительность, умение слушать и быстро реагировать на все возможные сигналы устной коммуникации (паузы, логические ударения, риторические вопросы, фразы связующего характера и так далее), умение переключаться с одной мыслительной операции на другую.
Новое о педагогике:
Школа как образовательный институт
Образовательное пространство является одной из основных составляющих социальной среды человека, оказывая значимое влияние на его становление как личности. Важным является организация образовательного процесса, содержание деятельности образ ...
Характеристика факультативного курса
С 1967/1968 учебного года в 7-10 классах средней школы введены факультативные занятия по выбору учащихся. Цель факультативных занятий – расширение, углубление знаний, развитие интересов и способностей учащихся в избранных ими областях знан ...