Методика констатирующего эксперимента по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Новое в образовании » Система коррекционно-логопедической работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции у детей дошкольного возраста с дизартрией » Методика констатирующего эксперимента по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Страница 1

Констатирующий эксперимент проводился на базе образовательного дошкольного учреждения – "Центр развития ребенка – Детский сад №60", города Раменское, Московской области, в период 2009 – 2010 учебного года.

Целью констатирующего эксперимента было выявить взаимозависимость процессов по автоматизации и дифференциации звуков и тактильно-кинестетической стимуляции у дошкольников с дизартрией, что необходимо для определения направления, содержания и приемов работы. Было отобрано 24 человека, которые составили две группы – экспериментальную и контрольную - по 12 человек в каждой. Дети с фонематическим недоразвитием (2 человека) фонетико-фонематическим недоразвитием (17 человек), с нерезко выраженным ОНР (5 человек).

В констатирующем эксперименте были поставлены следующие задачи:

изучить и проанализировать особенности формирования процессов автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста с дизартрией;

выявить взаимосвязь состояния артикуляционного аппарата, мелкой моторики пальцев рук и звукопроизношения.

В соответствии с определенной целью и поставленными задачами был разработан и проведен констатирующий эксперимент. При составлении схемы обследования дошкольников мы руководствовались методами обследования детей с нарушениями речи, предложенными Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, Е.Ф. Архиповой. Указанные выше приемы и методы обследования были адаптированы с учетом целей исследования и особенностей контингента обследуемых детей. В исследовании использовались следующие методы:

анализ анамнестических сведений (по медицинской и логопедической документации);

наблюдения за детьми во время игр и занятий с логопедом;

беседы с воспитателями, специалистами, родителями дошкольников.

Материал обследования подбирался с учетом программных требований для подготовительной группы детского сада.

Содержание констатирующего эксперимента включало в себя следующие направления:

выявить имеющиеся нарушения у детей со стертой дизартрией;

сравнить анализ особенностей, имеющихся нарушений.

В ходе констатирующего эксперимента нами было проведено обследование, включающее в себя задания:

по автоматизации и дифференциации звуков.

При стертой дизартрии отмечаются дефектные артикуляционные навыки и умения. Поэтому основополагающим в нашем экспериментальном исследовании является процесс формирования новых навыков и умений.

Учитывая особенности артикуляционной моторики детей с дизартрией, и опираясь на методики известных авторов, работавших по проблеме исследования (Е.Н. Винарская, Л.В Лопатина и Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Е.Ф. Соботович, Г.В. Гуровец и С.И. Маевская, М.Ф. Филичева, М.Е. Хватцев и др.) нами проводилась следующая работа.

Упражнения по автоматизации звуков мы начинали с уточнения произношения гласных, так как на их базе легче всего координировать работу всех частей артикуляционного аппарата и именно гласные дают лучшую разборчивость при произношении, чем согласные.

Просили ребенка произнести гласные в следующей последовательности [а, о, у, и, ы, э], добиваясь четкой артикуляции.

Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, мы переходили к автоматизации поставленного звука в следующей последовательности:

1 модуль. Отдельное произнесение: С…Г (С - согласный который автоматизируем, Г – гласный). Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся: "С – А, С – О, С – У, С – И, С -Ы".

2 модуль. Слитное произнесение СГ (С – согласный, Г- гласный). Прямой слог. Слитно и утрированно произносится поставленный звук в сочетании с гласными [а, о, у, и, ы, э].

3 модуль. Г…С (С - согласный, который автоматизируем, Г – гласный звук). Утрированно с интервалом артикулируются и длинно произносятся "А-С, О-С, У-С, И-С, Ы-С, Э-С".

4 модуль. Обратный слог. ГС слитно (С - автоматизируемый согласный звук, Г – гласный звук). Слитно и утрированно произносится гласный звук с поставленным согласным звуком. Варьируем упражнения, меняя не только силу голоса, но и акценты на отдельных слогах. Напоминают ребенку, что при произнесении гласных должны активно работать губы.

Автоматизация звука в обратных слогах ГС в сочетании с гласным [а]: в словах, содержащих обратный слог ГС с ударением и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с обратным слогом ГС с ударением и без ударения на нем. И т.д. с следующими гласными звуками [о, у, и, ы, э].

5 модуль. Интервокальная позиция ГСГ. (Г – гласные, С – автоматизируемый звук). Утрированно артикулируются гласные и поставленный и автоматизируемый звук. Внимание обращаем на переключения артикуляции с гласного на согласный и вновь на гласный.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Виктимность: пути решения проблемы
Хотелось бы верить, что когда-нибудь у нас в стране настанет день, когда руководитель силового подразделения на вопрос журналистов об актуальных задачах вверенной ему структуры сосредоточится не на ”борьбе” с преступностью, а на защите и о ...

Понятие и сущность индивидуализации
Для понятий педагогической науки, которые отражают особенно сложные явления, зачастую характерно то, что они используются в различных, порою в весьма-таки неопределенных значениях. К таким понятиям относится и «индивидуализация обучения». ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru