В связи с этим предлагаем начинать автоматизацию с уточнения произнесения гласных. Учили детей длительно, утрированно произносить (пропевать) гласные звуки с четкой утрированной артикуляцией, стимулируя, таким образом, периферический отдел двигательного анализатора. Вводили зрительные опоры – символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.
Подключали и пальцевые упражнения на иппликаторе Кузнецова, который представляет собой небольшие коврики с игольчатой поверхностью, располагающейся на рабочем столе ребенка. Упражнения выполнялись в следующей последовательности.
Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера (игольчатой поверхности иппликатора Кузнецова, массажных щеток и др.) переходили к автоматизации поставленного звука.
Работа по автоматизации звуков проводилась по модулям, разработанным Е.Ф. Архиповой (11вариантов звукосочетаний) для автоматизации любого поставленного звука.
1 модуль. Отдельное произнесение: С…Г (С-согласный, который автоматизируем, Г – гласный). Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся: "С-А, С-О, С-У, С-И, С-Ы". Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера. Ребенку напоминаем, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука. Закрепляем значение символов.
Схема №1
Последовательность работы на тренажере (приложение таблица №2).
Начальные упражнения по автоматизации проводились в умеренном темпе с акцентом на гласном звуке во время прижатия пальцев к иппликатору (тренажеру).
2 модуль. СГ слитно (С-согласный, Г-гласный). Прямой слог.
Слитно и утрированно произносили поставленный звук в сочетании с гласным [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. При этом совершались пальцевые движения в виде прижимов к иппликатору (тренажеру) одновременно обеими руками. При затруднении в выполнении как надо делать, не только показывали, но и помогали ребенку, выбирать и прижимать соответствующие его пальцы к тренажеру.
Последовательность работы на тренажере (приложение, таблица №3).
Варьируя это упражнение, меняли силу голоса от громкого до тихого, делая акценты на одном из слогов. Напоминали, чтобы активно работали губы при произнесении гласных. Затем переходили к автоматизации в словах и предложениях.
Автоматизация звука в прямых слогах СГ в сочетании с гласным [а]: в словах, содержащих прямой слог (согласный + гласный) с ударением на нем и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют большие пальцы обеих рук в словах на слог СА.
Автоматизация звука в прямых слогах СГ в сочетании с гласным [о]: в словах, содержащих прямой слог СГ с ударением и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют указательные пальцы обеих рук в словах на слог СО.
Автоматизация звука в прямых слогах СГ в сочетании с гласным [у]: в словах, содержащих прямой слог СГ с ударением и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют средние пальцы обеих рук в словах на слог СУ.
Автоматизация звука в прямых слогах СГ в сочетании с гласным [и]: (при условии, что мягкий согласный звук, парный отрабатываемому твердому согласному звуку, произносится ребенком изолированно верно) в словах, содержащих прямой слог СГ с ударением и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют безымянные пальцы обеих рук в словах на слог СИ.
Автоматизация звука в прямых слогах СГ в сочетании с гласным [ы]: в словах, содержащих прямой слог СГ с ударением на нем и без ударения на нем: в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют мизинцы обеих рук в словах на слог СЫ.
Автоматизация звука в прямых слогах СГ в сочетании с гласным [э]: (в русском языке редко встречаются слова со звуком [э] в середине слова) в словах, содержащих прямой слог СГ с ударением на нем и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. В словах на слог СЭ – прижимаются к иппликатору ладони обеих рук. Утрированная артикуляция для согласного и гласного является обязательным требованием при автоматизации звука в словах и простых словосочетаниях.
Новое о педагогике:
Школа VII вида
Проблема воспитания и обучения школьников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий д ...
Неклассическое воспитание О.С. Газман
Олег Семенович Газман (1936-1996) известный ученый, педагог и общественный деятель-реформатор. Он является автором уникальной системы организации летнего отдыха детей, руководил детским лагерем ЦК ВЛКСМ «Орленок» в пору его необычайно высо ...