Методика констатирующего эксперимента по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Новое в образовании » Система коррекционно-логопедической работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции у детей дошкольного возраста с дизартрией » Методика констатирующего эксперимента по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Страница 4

В связи с этим предлагаем начинать автоматизацию с уточнения произнесения гласных. Учили детей длительно, утрированно произносить (пропевать) гласные звуки с четкой утрированной артикуляцией, стимулируя, таким образом, периферический отдел двигательного анализатора. Вводили зрительные опоры – символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.

Подключали и пальцевые упражнения на иппликаторе Кузнецова, который представляет собой небольшие коврики с игольчатой поверхностью, располагающейся на рабочем столе ребенка. Упражнения выполнялись в следующей последовательности.

Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера (игольчатой поверхности иппликатора Кузнецова, массажных щеток и др.) переходили к автоматизации поставленного звука.

Работа по автоматизации звуков проводилась по модулям, разработанным Е.Ф. Архиповой (11вариантов звукосочетаний) для автоматизации любого поставленного звука.

1 модуль. Отдельное произнесение: С…Г (С-согласный, который автоматизируем, Г – гласный). Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся: "С-А, С-О, С-У, С-И, С-Ы". Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера. Ребенку напоминаем, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука. Закрепляем значение символов.

Схема №1

Последовательность работы на тренажере (приложение таблица №2).

Начальные упражнения по автоматизации проводились в умеренном темпе с акцентом на гласном звуке во время прижатия пальцев к иппликатору (тренажеру).

2 модуль. СГ слитно (С-согласный, Г-гласный). Прямой слог.

Слитно и утрированно произносили поставленный звук в сочетании с гласным [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. При этом совершались пальцевые движения в виде прижимов к иппликатору (тренажеру) одновременно обеими руками. При затруднении в выполнении как надо делать, не только показывали, но и помогали ребенку, выбирать и прижимать соответствующие его пальцы к тренажеру.

Последовательность работы на тренажере (приложение, таблица №3).

Варьируя это упражнение, меняли силу голоса от громкого до тихого, делая акценты на одном из слогов. Напоминали, чтобы активно работали губы при произнесении гласных. Затем переходили к автоматизации в словах и предложениях.

Автоматизация звука в прямых слогах СГ в сочетании с гласным [а]: в словах, содержащих прямой слог (согласный + гласный) с ударением на нем и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют большие пальцы обеих рук в словах на слог СА.

Автоматизация звука в прямых слогах СГ в сочетании с гласным [о]: в словах, содержащих прямой слог СГ с ударением и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют указательные пальцы обеих рук в словах на слог СО.

Автоматизация звука в прямых слогах СГ в сочетании с гласным [у]: в словах, содержащих прямой слог СГ с ударением и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют средние пальцы обеих рук в словах на слог СУ.

Автоматизация звука в прямых слогах СГ в сочетании с гласным [и]: (при условии, что мягкий согласный звук, парный отрабатываемому твердому согласному звуку, произносится ребенком изолированно верно) в словах, содержащих прямой слог СГ с ударением и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют безымянные пальцы обеих рук в словах на слог СИ.

Автоматизация звука в прямых слогах СГ в сочетании с гласным [ы]: в словах, содержащих прямой слог СГ с ударением на нем и без ударения на нем: в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют мизинцы обеих рук в словах на слог СЫ.

Автоматизация звука в прямых слогах СГ в сочетании с гласным [э]: (в русском языке редко встречаются слова со звуком [э] в середине слова) в словах, содержащих прямой слог СГ с ударением на нем и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. В словах на слог СЭ – прижимаются к иппликатору ладони обеих рук. Утрированная артикуляция для согласного и гласного является обязательным требованием при автоматизации звука в словах и простых словосочетаниях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое о педагогике:

Причины не совершенствования речевого этикета
Восхищаясь теми чудесными методами, при помощи которых ребёнок овладевает родным языком, не забываем ли мы, взрослые, призваны обучать его правильной речи? Не отказываемся ли мы от роли его воспитателей? Никто не отнял права восхищаться сл ...

Признаки проблемного обучения
Развитию творческой познавательной деятельности учащихся во многом способствует проблемное обучение. Иногда проблемное обучение противопоставляют сложившимся в теории и практике формам методам обучения, что является глубоко ошибочным. Проб ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru