Повышение эффективности коррекционно логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом "дизартрия" является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии. Количество детей, страдающих дизартрией и имеющих нарушения речи, увеличивается.
Известно о доминирующей роли руки, артикуляционного аппарата в произвольной моторной организации речи, что обуславливает необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей пальцев рук. Движение пальцев рук стимулирует созревание центральной нервной системы, и одним из проявлений этого будет совершенствование речи ребенка. Автоматизация у детей со стертой дизартрией имеет свои особенности, что обусловлено необходимостью учета структуры дефекта, его этиологией и патогенезом. При автоматизации звуков необходимо учитывать недостаточность иннервации и подбирать упражнения, усиливающие кинестетические ощущения. Таким образом, актуальность проблемы настоящего исследования заключается в том, чтобы использовать принцип усиления артикуляционных кинестезий и проприоцептивных ощущений в органах речи. С целью усиления кинестезий предлагается использовать оптимизирующие логопедическую работу приемы, которые включают пальцевые движения на тренажерах – резиновые или пластмассовые коврики с игольчатой поверхностью, а также массажные мячи.
Объект исследования. Автоматизация и дифференциация звуков у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования. Формирование тактильно-кинестетических ощущений в процессе автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Цель исследования. Разработка и апробация системы коррекционной работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Гипотеза исследования. Система коррекционной работы по автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста с дизартрией будет эффективна, если в ней использовать тактильно-кинестетическую стимуляцию. Можно предположить, что усиление артикуляционных кинестезий и проприоцептивных ощущений в органах речи будут способствовать ее совершенствованию.
Задачи данной дипломной работы (включают в себя):
1. Провести научный анализ теоретической литературы по дизартрии.
2. Провести отбор методов констатирующего и формирующего экспериментов. моторный праксис дошкольник дизартрия
3. Изучить состояние моторного праксиса и языковых средств у дошкольников с дизартрией, уточнить их взаимосвязь.
4. Определить пути коррекционно-педагогической работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции у детей дошкольного возраста с дизартрией.
5. Экспериментально проверить эффективность методики по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе дипломного исследования применялись теоретические и эмпирические методы. К теоретическим методам относятся анализ философской, медицинской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. К эмпирическим методам относятся изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка; анализ опыта работы педагогов; наблюдения за деятельностью детей в различных условиях; процесс обучения и воспитания по разработанной системе; контроль эффективности проводимых коррекционно-развивающих мероприятий и оценка их результатов.
Научная новизна и практическая значимость заключается в том, что данное исследование уточняет сведения о системе коррекционной работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции у детей дошкольного возраста с дизартрией. На основании этого разработана система коррекционной работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции у детей дошкольного возраста с дизартрией. Дано описание методов, приемов, повышающих эффективность данной работы, предложенная система может быть широко использована в логопедии.
Новое о педагогике:
Принцип концентрации внимания
Свободная и самостоятельная деятельность невозможна без умения сосредоточенно работать продолжительное время; доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом; слу ...
Лингафон и управление процессом обучения аудированию
Первые лингафонные устройства появились более 40 лет назад, и их распространение было обусловлено ростом популярности аудиовизуальных приёмов обучения. Хотя эти устройства и назывались лингафонными, большинство из них уже в то время включа ...