Характеристика участников экспериментальной части исследования

Страница 1

В данном экспериментальном исследовании принимали участие, воспитанники образовательного дошкольного учреждения – "Центр развития ребенка – Детский сад №60", города Раменское, Московской области. В экспериментальном исследовании участвовали дети подготовительных логопедических групп детского сада в возрасте от 6 до 7 лет (средний возраст ребенка 6,5 лет), с диагнозом – стертая дизартрия.

В педагогической практике наиболее часто встречается данная форма дизартрии. С неврологической точки зрения детская псевдобульбарная дизартрия (стертая дизартрия) имеет сложный патогенез: наряду с центральными спастическими параличами мышц речевого аппарата у ребенка, как правило, экстрапирамидные нарушения мышечного тонуса, различные гиперкинезы и другие двигательные расстройства. Псевдобульбарная дизартрия может наблюдаться у детей без выраженных двигательных расстройств, испытавших воздействие различных неблагоприятных факторов пренатального, натального и раннего постнатального развития, таких как токсикоз беременности, легкая асфиксия, родовые травмы, резус-конфликтные ситуации, острые инфекционные заболевания детей в самом раннем возрасте и т.д. В этих случаях говорят о легкой степени псевдобульбарной дизартрии.

Опираясь на исследования Л.В. Лопатиной и других специалистов, мы можем, ознакомится с общей психолого-клинической характеристикой участников эксперимента. У детей со стертой дизартрией наблюдаются нарушения иннервации мимической мускулатуры: наличие сглаженности носогубных складок, асимметричность губ, трудности подъема бровей, зажмуривания глаз. Наряду с этими характерными симптомами для детей со стертой дизартрией являются: трудности переключения с одного движения на другое, сниженный объем движений губ и языка; движения губ выполняются не в полном объеме, носят приблизительный характер, наблюдаются трудности в растягивании губ. При выполнении упражнений для языка отмечаются: избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, трудности распластывания языка, подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка; у части детей – замедление темпа движений при повторном выполнении задания.

У многих детей наблюдается быстрое утомление, повышение саливации, наличие гиперкинезов мышц лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях наблюдается отклонение языка (девиация).

Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией свидетельствуют о неврологической микросимптоматике и связаны с парезами подъязычных и лицевых нервов. При более углубленном неврологическом исследовании выявляется мозаичность симптомов лицевого, языкоглоточного и подъязычного нервов, определяющая особенности и разнообразие фонетических нарушений у детей.

Фонетические и просодические нарушения при стертой дизартрии обусловлены паретичностью или спастичностью отдельных групп мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отдела речевого аппарата. Вариативность и мозаичность этих нарушений обуславливают разнообразие фонетических и просодических нарушений:

- межзубное произношение переднеязычных в сочетании с горловым [ р ];

- боковое произношение свистящих, шипящих и аффрикат;

- дефект смягчения: объясняется спастичностью кончика языка и тенденцией его к более передней артикуляции;

- свистящие сигматизмы: формируются, когда шипящие из-за паретичности кончика языка образуются в нижней позиции языка;

- шипящие сигматизмы: могут быть объяснены спастичностью языка, когда язык утолщен и напряжен;

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Причины не совершенствования речевого этикета
Восхищаясь теми чудесными методами, при помощи которых ребёнок овладевает родным языком, не забываем ли мы, взрослые, призваны обучать его правильной речи? Не отказываемся ли мы от роли его воспитателей? Никто не отнял права восхищаться сл ...

Место эстетического воспитания в системе национального воспитания
Государственная национальная программа „Освіта” („Україна ХХІ століття”) так определяет главную цель национального воспитания: „обретение молодыми поколениями социального опыта, наследования духовных достояний украинского народа, достижени ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru