Целью данного исследования являлась разработка и апробация системы коррекционной работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции у детей дошкольного возраста с дизартрией.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза. Система коррекционной работы по автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста с дизартрией будет эффективна, если в ней использовать тактильно-кинестетическую стимуляцию. Следовательно, можно предположить, что усиление артикуляционных кинестезий и проприоцептивных ощущений в органах речи будут способствовать ее совершенствованию.
Перед данной исследовательской работой были поставлены следующие задачи:
провести научный анализ теоретической литературы по дизартрии;
провести обзор методов констатирующего и формирующего экспериментов;
изучить состояние моторного праксиса и языковых средств у дошкольников с дизартрией, уточнить их взаимосвязь;
определить пути коррекционно-педагогической работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции у дошкольников с дизартрией;
экспериментально проверить эффективность методики по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции.
В работе применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относятся анализ философской, медицинской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка; анализ опыта работы педагогов; наблюдения за деятельностью детей в различных условиях; педагогический эксперимент; процесс обучения и воспитания по разработанной системе; контроль эффективности проводимых коррекционно-развивающих мероприятий и оценка их результатов.
Данная экспериментальная работа проводилась на базе образовательного дошкольного учреждения – "Центр развития ребенка – Детский сад №60" города Раменское, Московской области, в период с сентября 2009 года по май 2010 года.
В экспериментальном исследовании приняли участие 24 человека. Дети в возрастной категории от 6 до 7 лет, были поделены на две группы – экспериментальную и контрольную. Исследование проводилось в два этапа.
На первом этапе осуществлялся подбор, изучение и анализ научной литературы, отражающей проблему исследования и основных понятий в рамках темы; разрабатывались методики констатирующего эксперимента, формулировалась и уточнялась гипотеза.
Второй этап включал в себя проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных данных, уточнение и апробацию программы экспериментального обучения, проводилось индивидуальное обучение детей с дизартрией в рамках экспериментального исследования.
Новое о педагогике:
План-конспект проведения консилиума в ДОУ
Тема: «Подготовка детей к школьному обучению» Многие родители и педагоги считают, что проблема подготовки к обучению в школе становится актуальной для детей только 5-6 лет. Однако данному вопросу необходимо уделять внимание значительно ран ...
Особенности и классификация самостоятельной работы учеников
из химии
Самостоятельная работа учеников на уроках проводится по специальному заданию. От цели, содержания, формы задания зависит характер деятельности школьников. Организовывая самостоятельную работу, учитель ставит разную цель учебы, развития и в ...